Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.

ГЛАВА 1. ния по схеме: указание объекта, к которому применяется действие, наименование управленческого действия. Кроме того, возможна структуризация функций: по видам решаемых задач (функции страте­ гического, тактического, оперативного управления образовательным процессом); по режимам жизнедеятельности (функции управления развитием образовательного процесса, функции управления функ­ ционированием образовательного процесса); по управлению подсис­ темами образовательного процесса; по видам деятельности в обра­ зовательном процессе; по функциям, выполняемым субъектами управления. Совокупность конкретных функций управления образо­ вательным процессом представляет собой функциональную структу­ ру управления, которая, естественно, должна стать предметом про­ ектирования. Таким образом, проектирование содержания управле­ ния образовательным процессом выполняется путем определения состава и структуры конкретных функций управления для конкретной системы управления образовательным процессом, структуры роле­ вых позиций ее субъектов и указания их значимости. Управление образовательным процессом как вид профессио­ нальной деятельности основан на применении управленческой тех­ нологии - “набора методов и средств для осуществления целена­ правленного управленческого воздействия" [209, с. 514]. В зависимо­ сти от целей и особенностей управляемого объекта в управлении образовательным процессом возможно использование следующих управленческих технологий: "управление по целям, управление по результатам, управление на базе потребностей и интересов, управ­ ление путем постоянных проверок и указаний, управление в исклю­ чительных случаях, управление на базе искусственного интеллекта, управление на базе активизации деятельности инженерно-педаго­ гических работников" [209, с. 514]. В одной системе управления обра­ зовательным процессом могут применяться различные технологии управления и даже их сочетание. При проектировании управленче­ ских технологий, необходимых для достижения целей управления, необходимо знание объекта управления, по отношению к которому применяется управленческая технология, и предъявляемые требо­ вания к субъектам управления по ее реализации. "Методы управле­ ния - это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата" [125, с. 91]. Субъекты управления образовательным процессом в профес­ сиональном училище используют различные "методы управления: экономические... организационно-распорядительные... социально- психологические" [125, с. 91]. Комплекс методов управления также нуждается в проектировании. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz