Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.
ГЛАВА 1. ния по схеме: указание объекта, к которому применяется действие, наименование управленческого действия. Кроме того, возможна структуризация функций: по видам решаемых задач (функции страте гического, тактического, оперативного управления образовательным процессом); по режимам жизнедеятельности (функции управления развитием образовательного процесса, функции управления функ ционированием образовательного процесса); по управлению подсис темами образовательного процесса; по видам деятельности в обра зовательном процессе; по функциям, выполняемым субъектами управления. Совокупность конкретных функций управления образо вательным процессом представляет собой функциональную структу ру управления, которая, естественно, должна стать предметом про ектирования. Таким образом, проектирование содержания управле ния образовательным процессом выполняется путем определения состава и структуры конкретных функций управления для конкретной системы управления образовательным процессом, структуры роле вых позиций ее субъектов и указания их значимости. Управление образовательным процессом как вид профессио нальной деятельности основан на применении управленческой тех нологии - “набора методов и средств для осуществления целена правленного управленческого воздействия" [209, с. 514]. В зависимо сти от целей и особенностей управляемого объекта в управлении образовательным процессом возможно использование следующих управленческих технологий: "управление по целям, управление по результатам, управление на базе потребностей и интересов, управ ление путем постоянных проверок и указаний, управление в исклю чительных случаях, управление на базе искусственного интеллекта, управление на базе активизации деятельности инженерно-педаго гических работников" [209, с. 514]. В одной системе управления обра зовательным процессом могут применяться различные технологии управления и даже их сочетание. При проектировании управленче ских технологий, необходимых для достижения целей управления, необходимо знание объекта управления, по отношению к которому применяется управленческая технология, и предъявляемые требо вания к субъектам управления по ее реализации. "Методы управле ния - это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата" [125, с. 91]. Субъекты управления образовательным процессом в профес сиональном училище используют различные "методы управления: экономические... организационно-распорядительные... социально- психологические" [125, с. 91]. Комплекс методов управления также нуждается в проектировании. 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz