Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.
ГЛАВА 1. Продуктивность используется как показатель эффективности управления образовательным процессом и понимается как "характе ристика деятельности системы управления образовательным про цессом в профессиональном училище, показывающая соотношение между полезностью полученных за какой-то период времени резуль татов и связанных с этим затратами" [237, с. 79]. "Под эффективностью управления образовательным процессом в профессиональном училище мы понимаем характеристику, отра жающую отношение между достигнутой и возможной продуктивно стью" [237, с. 79]. Система управления образовательным процессом должна обеспечить максимально возможное для нее качество на чального профессионального образования, используя при этом все объективные возможности, что является свидетельством ее высокой результативности. Поэтому при проектировании новой системы управления образовательным процессом в профессиональном учи лище необходимо проектирование эффективного управления. Управленческая деятельность представляет собой реализацию функций управления - комплекса специальных действий управления. "Функция управления - это соотношение между управляющей систе мой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправ ленности или организованности управляемых процессов" [2.37, с. 38]. Вид функции определяется как видом управленческого действия, так и видом объекта, на который направлено это действие. Выделяя четыре основных вида управленческих действий - пла нирование, организацию, руководство и контроль, - мы рассматрива ем эти действия как сложные, имеющие свою структуру [235]. У каж дого действия есть свое предназначение, результаты и продукты, связи с другими действиями, условия реализации. Процесс управления образовательным процессом в профессио нальном училище имеет циклический характер. Управленческий цикл рассматривается "как замкнутая последовательность четырех основ ных управленческих действий: планирования, организации, руково дства и контроля" [237, с. 75-76]. Функции управления конкретизируются и реализуются через решение управленческих задач - "отношение между тем, что требу ется сделать для реализации какой-либо управленческой функции в определенное время и определенном месте, и имеющимися для это го возможностями" [237, с. 73-74]. Возможны различные способы структурирования функций управления образовательным процессом. Исходя из понятия вида функций, предлагается выполнять структуризацию функций управле 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz