Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.

ГЛАВА 1. Продуктивность используется как показатель эффективности управления образовательным процессом и понимается как "характе­ ристика деятельности системы управления образовательным про­ цессом в профессиональном училище, показывающая соотношение между полезностью полученных за какой-то период времени резуль­ татов и связанных с этим затратами" [237, с. 79]. "Под эффективностью управления образовательным процессом в профессиональном училище мы понимаем характеристику, отра­ жающую отношение между достигнутой и возможной продуктивно­ стью" [237, с. 79]. Система управления образовательным процессом должна обеспечить максимально возможное для нее качество на­ чального профессионального образования, используя при этом все объективные возможности, что является свидетельством ее высокой результативности. Поэтому при проектировании новой системы управления образовательным процессом в профессиональном учи­ лище необходимо проектирование эффективного управления. Управленческая деятельность представляет собой реализацию функций управления - комплекса специальных действий управления. "Функция управления - это соотношение между управляющей систе­ мой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправ­ ленности или организованности управляемых процессов" [2.37, с. 38]. Вид функции определяется как видом управленческого действия, так и видом объекта, на который направлено это действие. Выделяя четыре основных вида управленческих действий - пла­ нирование, организацию, руководство и контроль, - мы рассматрива­ ем эти действия как сложные, имеющие свою структуру [235]. У каж­ дого действия есть свое предназначение, результаты и продукты, связи с другими действиями, условия реализации. Процесс управления образовательным процессом в профессио­ нальном училище имеет циклический характер. Управленческий цикл рассматривается "как замкнутая последовательность четырех основ­ ных управленческих действий: планирования, организации, руково­ дства и контроля" [237, с. 75-76]. Функции управления конкретизируются и реализуются через решение управленческих задач - "отношение между тем, что требу­ ется сделать для реализации какой-либо управленческой функции в определенное время и определенном месте, и имеющимися для это­ го возможностями" [237, с. 73-74]. Возможны различные способы структурирования функций управления образовательным процессом. Исходя из понятия вида функций, предлагается выполнять структуризацию функций управле­ 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz