Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.

ГЛАВА 1 Система управления образовательным процессом непосредст­ венно обеспечивает и организует выработку общих целей образова­ тельного процесса, стратегических ориентаций, миссии, системы ценностей, политики основных стратегий, образов выпускников про­ фессионального училища. Для проектирования новой системы управления необходимо спроектировать эти образы будущего в но­ вой системе управления образовательным процессом. Система управления образовательным процессом в профессио­ нальном училище может избирать различные доминирующие ориен­ тации: на объект управления, на внешнюю среду, на систему управ­ ления. Объект управления выступает для системы управления как источник требований к системе управления, как среда функциониро­ вания и развития управления, как источник, обусловливающий бла­ гоприятные возможности для управляемого объекта. При проектиро­ вании системы управления необходимо иметь определенный образ управляемого объекта - образовательного процесса. "В качестве непосредственных продуктов управленческой ак­ тивности выступают различные управленческие решения, образы внешней ситуации и объекта управления, идея, концепция, докумен­ ты" [158, с. 39]. Продуктами системы управления образовательным процессом являются ценностные ориентации и стратегические ориентиры, цели, итоги аналитической и контрольной деятельности, управленческие решения, управленческая документация, планы, программы, струк­ турные подразделения, новые средства, методы, технологии управ­ ления, мотивация работников, коммуникации. На рисунке 2 показаны результаты системы управления, кото­ рые проявляются в образовательном процессе, в сообществе про­ фессионального училища, в повышении мотивированности к учебной деятельности обучающихся, в развитии коллектива обучающихся, развитии коллектива инженерно-педагогических работников, в повы­ шении уровня организационной культуры, в создании благоприятного психологического климата, в знании всеми участниками образова­ тельного процесса его целей. Система управления определяет же­ лаемые результаты и продукты, которые должны быть созданы при проектировании подсистем в проектируемой модели новой системы управления. Результативность или качество результатов управления - мера соответствия реальных результатов управления тем ожидаемым ре­ зультатам, которые соответствуют требованиям к управлению. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz