Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.
ГЛАВА 1. матривается прежде всего в обеспечении целенаправленности и ор ганизованности совместной деятельности участников образователь ного процесса. Поскольку управление образовательным процессом в профес сиональном училище является деятельностью, оно обладает всеми "признаками любой человеческой деятельности, которая включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, сле довательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность” [246, с. 151]. Проектирование должно учесть и ох ватить все эти элементы управленческой деятельности. Управление образовательным процессом в профессиональном училище реализуется системой управления образовательным про цессом, предназначенной для реализации управления как функции профессионального училища. Под системой управления образовательным процессом в про фессиональном училище понимается "совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуются функции управления" [235, с. 18]. Рассмотрим обобщенную модель системы управления образо вательным процессом, показывающую ее инвариантные характери стики. Модель системы изображена на рис. 2. Описание обобщенной модели системы управления образова тельным процессом в профессиональном училище выполнено по структуре, разработанной А. М. Моисеевым [172]. При проектировании сравниваются функциональные возможно сти действующей и новой системы управления, выявляются и дока зываются преимущества одних систем по отношению к другим. Каж дое преимущество новой проектируемой системы управления явля ется следствием изменений в действующей, которые должны обос новываться при проектировании новой системы управления образо вательным процессом в профессиональном училище. В управляющей системе осуществляется взаимодействие субъ екта управления с создаваемым им аппаратом и организационной структурой. Система управления образовательным процессом отличается от ее отдельных субъектов [17, 48, 73, 74, 106, 153, 167, 198, 257, 262]. Необходимо проектировать систему, сочетающую в себе воз можность учета, развития индивидуальных профессиональных и личностных особенностей субъектов управления и нейтрализации их отрицательных качеств. Обязательный областной экземпляр I 17 J ' j& ' I М . « к '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz