Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.

ГЛАВА 1. матривается прежде всего в обеспечении целенаправленности и ор­ ганизованности совместной деятельности участников образователь­ ного процесса. Поскольку управление образовательным процессом в профес­ сиональном училище является деятельностью, оно обладает всеми "признаками любой человеческой деятельности, которая включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, сле­ довательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность” [246, с. 151]. Проектирование должно учесть и ох­ ватить все эти элементы управленческой деятельности. Управление образовательным процессом в профессиональном училище реализуется системой управления образовательным про­ цессом, предназначенной для реализации управления как функции профессионального училища. Под системой управления образовательным процессом в про­ фессиональном училище понимается "совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуются функции управления" [235, с. 18]. Рассмотрим обобщенную модель системы управления образо­ вательным процессом, показывающую ее инвариантные характери­ стики. Модель системы изображена на рис. 2. Описание обобщенной модели системы управления образова­ тельным процессом в профессиональном училище выполнено по структуре, разработанной А. М. Моисеевым [172]. При проектировании сравниваются функциональные возможно­ сти действующей и новой системы управления, выявляются и дока­ зываются преимущества одних систем по отношению к другим. Каж­ дое преимущество новой проектируемой системы управления явля­ ется следствием изменений в действующей, которые должны обос­ новываться при проектировании новой системы управления образо­ вательным процессом в профессиональном училище. В управляющей системе осуществляется взаимодействие субъ­ екта управления с создаваемым им аппаратом и организационной структурой. Система управления образовательным процессом отличается от ее отдельных субъектов [17, 48, 73, 74, 106, 153, 167, 198, 257, 262]. Необходимо проектировать систему, сочетающую в себе воз­ можность учета, развития индивидуальных профессиональных и личностных особенностей субъектов управления и нейтрализации их отрицательных качеств. Обязательный областной экземпляр I 17 J ' j& ' I М . « к '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz