Ткач, Н. Ф. Проектирование систем управления в начальном профессиональном образовании: теория и практика / Н. Ф. Ткач ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2000. - 143, [18] с. : ил.
ГЛАВА 1. в профессиональном училище как управляемый объект". Образова тельный процесс в данном случае необходимо рассматривать в об щем контексте профессионального училища, в котором он осуществ ляется. "Профессиональное училище является основным типом уч реждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих" [224, с. 3]. Профессиональное училище - социальная организация, в управ лении которой можно и следует использовать достижения науки об организациях, но организация особая, специфическая, следователь но, общие закономерности управления необходимо использовать в ней с учетом особенностей профессионального училища как образо вательного учреждения [30, 146, 149, 158, 227, 235, 237, 239, 254, 259]. Базовые для данного исследования представления об образо вательной организации как объекте управления сформулированы А. М. Моисеевым [146, 149, 158]. "Под социальной организацией понимается объединение людей, совместно действующих для достижения одной или многих целей и координирующих свои действия на основе определенных норм и правил (формальных и неформальных)" [237, с. 42-43]. Профессио нальное училище обладает свойством организационного эффекта, проявляющегося в достижении более высоких результатов своей деятельности за счет интеграции действий работников профессио нального училища. Организмический подход к пониманию профессионального учи лища как социальной организации позволяет более объективно учесть все особенности управляемого объекта при проектировании новой системы управления. Профессиональное училище является открытой системой, ак тивно взаимодействующей с внешней средой. Обобщенная модель профессионального училища как открытой системы представлена на рисунке 1. Под "входом системы" понимается то, что должно поступать в систему для осуществления процессов ее жизнедеятельности, под "процессами преобразования" - те действия, которые позволяют по лучить итоговый результат деятельности профессионального учили ща; под "выходом" - те результаты работы профессионального учи лища, которые передаются во внешнюю среду. На жизнедеятельность профессионального училища, а следова тельно и на систему управления им, оказывают существенное влия ние факторы "большой" внешней среды косвенного действия (эконо мические, политические, правовые, экологические, демографические, 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz