Тимофеева, О. Ф. Обретение храма : очерки о Свято-Вознесен. кафедрал. соборе в г. Мончегорске / О. Тимофеева. - Мончегорск, 2001. - 53,[3] с. : ил.

Нестандартное мышление, большой творческий потенциал, осно­ вательная инженерная подготовка раскрылись в лебединой песне Горелика - в эскизном проекте храма. Как всякий архитектор, он в глубине души мечтал создать нетленное сооружение. Обращение к религиозной теме не было случайным. Родом из Питера, Марк с дет­ ства “настоян” на лучших образцах церковного зодчества России. Еже­ годно ездил с детской изостудией на этюды в Новгород, Псков, на Владимирщину. Уже зрелым человеком познакомился с настоятелем кондопожского храма, который общался с отцом Александром Ме- нем. Отец Лев поразил Горелика яркостью личности, интеллектом и способностью буквально завораживать собеседника. - Эскиз нарисовался легко, свободно и сразу, — вспоминает Марк Тевельевич. - Я тогда болел, сидел дома, заваленный кальками , и рисовал, рисовал... И очень часто приходил отец Георгий, который здорово помог мне разговорами и советами. После первоначальной прорисовки последовали месяцы кропот­ ливого труда над чертежами, многочисленные расчеты. Иностранцы, с которыми прежде Горелику приходилось сотруд­ ничать, называли его “Мистер СНИП", но на этот раз оказалось, что какой-либо нормативной и проектной литературы по храму просто не существует. Уже потом, когда собор вовсю строился, М. Т. Горелик участвовал в творческом семинаре в Суханово, который проводился Московской Патриархией и Союзом архитекторов России, и убедил­ ся, что интуитивно принятые им решения были совершенно правиль­ ными. Забегая вперед, скажем, что в 1997 году проект Горелика уча­ ствовал во Всероссийской выставке “Храмы России” и получил По­ четную грамоту. Эскизный проект Свято-Вознесенского кафедрального собора дей­ ствительно творение Мастера. Эту штучную авторскую работу невоз­ можно обвинить в плагиате. Строго придерживаясь православных канонов и традиций русской церковной архитектуры XII-XIX веков, Го­ релик создал оригинальный и неповторимый проект, в котором глав­ ное-соразмерность и красота. В четырехкупольном ансамбле обра­ щают на себя внимание совершенство пропорций, гармония с окру

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz