Тимофеева, О.Ф. Мончегорская кругосветка / Ольга Тимофеева. - Мончегорск : [б. и.], 2023 (Рязань : Book Jet). - 75 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

сий. Подлинное возрождение национальной письменности произошло только в конце 1970-х годов. Саамы не оставили летописей, но сохранили феноменальную наследственную память, которая передавалась из века в век, от поко­ ления к поколению, от старших к младшим. Богатейшую почву для выводов и предположений даёт устное народное творчество: сказки, предания, пес­ ни. В Мончегорске сегодня живут потомки коренных жителей Имандровского бассейна: этнически чистых саамов порядка 15 чело­ век, вместе с представителями смешанных браков примерно 60. Большой вклад в изуче­ ние прошлого и настоящего этой самобытной нации вносят Музей истории г. Мончегорска и общественная организация «Мончегорская городская национально-культурная автоно­ мия коренного малочисленного народа са­ ами» под председательством Веры Сергеев­ ны Пепиной. Учредитель автономии Андрей Васильевич Белозёров (на фото) - коренной мончегорец из саамского рода, староста Екостровского землячества. Член Совета ветеранов войны, труда (пенсионеров), вооружённых сил и правоохранительных органов. Энциклопедист, он обладает обшир­ ными и подчас ошеломляющими знаниями. За деятельность, направ­ ленную на сохранение и развитие языка, историко-культурного насле­ дия, изучение и популяризацию культуры и традиций саамов и в связи с 85-летним юбилеем нашего города награждён знаком отличия «За заслуги перед городом Мончегорском». Плодом многолетнего и эф­ фективного сотрудничества музея и автономии стала книга «Предания Монче-тундры» (2018). Саамская тема успешно развивается учрежде­ ниями культуры и образования, местными краеведами. Все вместе они стирают «белые пятна» истории. ЕКОСТРОВСКИЙ ПОГОСТ Осмелимся ввести новый термин - «екостровские монченцы». Объясняется это тем, что у саамов, стародавних предшественников мончегорцев, была двойная территориальная принадлежность. Две малые родины, если хотите. Они вели полукочевой образ жизни, пе­ ремещаясь в границах своего погоста согласно годовому циклу ком­ плексного хозяйствования. В тёплый сезон жили отдельными семьями по берегам Монче-губы, а в конце ноября возвращались в зимний 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz