Тимофеева, О.Ф. Мончегорская кругосветка / Ольга Тимофеева. - Мончегорск : [б. и.], 2023 (Рязань : Book Jet). - 75 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

Sabmienladti (Самоядь). Но так сложилось, что именно слова Іарраг / lapper позаимствовали шведы, немцы, датчане, норвежцы. Русские расширили спектр названия нации: лопарь - лопарка - лопин - лопин- ка - лопариха - лапландец - лапландка. Этнограф Н. Н. Харузин в книге «Русские лопари» писал, что самоназвание народности - саоме, само, самбо, суома, суоме, а родной земли - Суомаедне-Суомоланде. Саам переводится «Я есть человек». Советская власть уважила спра­ ведливое желание людей и в начале 1930-х годов узаконила название саам / саами. Однако в этой книге придётся употреблять оба термина - по неизбежной необходимости. Историю Кольских саамов, сохранивших благодаря государствен­ ной политике свою идентичность, исследовали учёные, историки, пу­ тешественники, литераторы. Но в фундаментальных работах таких известных авторов, как Н. Н. Харузин (1890), В. К. Алымов (1927), А. А. Киселев и Т. А. Киселева (1979, 1987), И. Ф. Ушаков (1997), Н. П. Большакова (2005) о монченских аборигенах - ни слова. Интересные факты приводил в своих заметках «Лопарские сейды» (1912) В. Ю. Визе - географ, гидролог, метеоролог, полярный исследователь, член- корреспондент АН СССР. Специфические записи об обитателях Мон- че-губы и Мончетундры (для краткости назовем этот район Мончей) оставили О. А. Комарецкая (1927), В. В. Чарнолуский (1930), А. Е. Ферсман (1940). Много ценного внес О. И. Семенов-Тян-Шанский - советский натуралист, доктор биологических наук, один из основате­ лей и многолетний научный сотрудник Лапландского заповедника. Но все эти ра­ боты не воссоздают полноценной картины прошлого. Огромная проблема заключается в том, что долгие века у Кольских саамов не было своей письменности. Попытку по её созданию предпринял в XVI веке архи­ мандрит Русской православной церкви преподобный Феодорит Кольский для пе­ ревода богослужебных текстов с церков­ нославянского на саамский язык, но начи­ нание было безвозвратно потеряно. В Рос­ сии в 1880-1890-е годы начали издаваться «Азбука для лопарей» и книги для саамов - в основном религиозные. При советской власти в 1926/27 годах утвердили алфавит на основе латиницы. Новый кириллический саамский букварь вышел в 1937 го­ ду, но обучение в школах прекратилось в период сталинских репрес­ 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz