Тимофеева, О.Ф. Мончегорская кругосветка / Ольга Тимофеева. - Мончегорск : [б. и.], 2023 (Рязань : Book Jet). - 75 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
лось возможным, и их клали на берегу Роговой ламбины (отсюда и название озера). Сам камень обмазывали оленьей кровью. До наших дней дошло предание, что на ту ритуальную аллею из оленьих рогов приходил разбивать божков сам преподобный Феодорит Кольский - просветитель и креститель «дикой лопи». Впервые обращение екостровцев в православие началось в первой половине XVI века, несмотря на яростное сопротивление кебунов. Но новая вера принималась с трудом. Это и понятно: в Екостровском по госте была лишь построенная в 1682 году часовня во имя Благовеще ния Пресвятой Богородицы, но священники приезжали редко из-за труднодоступности и сезонных перекочёвок жителей. Потребовалось очень много времени, чтобы прижились церковные каноны и тради ции. Ну а монченская глушь и вовсе не знала духовного окормления. Ближайшей, но не ближней была построенная только в 1894 году цер ковь во имя Алексея Божьего человека в Рас-наволоке у северной око нечности Большой Имандры. Поселение было известно почтовой станцией, пристанью и в качестве оживлённой торговой точки. Куда привычнее было поклоняться сейдушкам, подчиняться неот ступным кебунам, которые внушали не изменять вере прародителей. Так и оставались саамы пять столетий двоеверцами и не смогли окон чательно избавиться от идолобесия. Рудименты язычества сохрани лись даже при советской власти, когда православию была объявлена война. Это подтверждают данные опроса О. А. Комарецкой, которая зимой 1926-1927 года проехала по Западной Лапландии и побывала в посёлке Монче-губа Наволок. В той поездке ею было сделано неожи данное открытие: в отличие от нового поколения почти все старики Заимандровья чисто по-детски обнаруживали свою скрытую веру в чудодейственную силу сейдов, помогавших в охоте и рыбной ловле. Не менее примечателен и тот факт, что в округе к тому же времени так и не исчезли кебуны, которых ликвидировали позже - во время сталинских репрессий 1930-х годов. ОТ КОЛОНИСТСКОГО УЧАСТКА ДО ГОРОДА Царское самодержавие пыталось сделать саамов осёдлыми и упо добить русским, но заинтересовать их огородничеством, молочным и мясным животноводством не смогло. Тому препятствовали суровый климат, бедность почв, дороговизна скота. А главное - это восприни малось как измена себе, вековым обычаям и традициям. В 60-х годах XIX века российскому правительству для более активного хозяй ственного освоения территории Кольского полуострова и заселения его постоянными жителями пришлось прибегнуть к колонизации. «Зе 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz