Тимофеева, О.Ф. Мончегорская кругосветка / Ольга Тимофеева. - Мончегорск : [б. и.], 2023 (Рязань : Book Jet). - 75 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.
войско долго и с большими потерями билось за свои земли с чудью белоглазой. Уцелевший отряд во главе с Чирмиком появился у горы Поазуайвенч и попросил жившего там могущественного кебуна (кол дуна) Барга спрятать от преследования в подземных норах. Хозяин Имандры пристыдил саамского короля и призвал его вновь собирать войско на борьбу с врагом. Потерявший до этого трёх сыновей, он от правил с ним уцелевшего младшего сына, облачённого в боевой нагрудник. Добравшись до горы Моджесьнюнчорр, Чирмик начал со бирать новое войско. Чтобы вражеские собаки не пустились вдогонку по следу, Барг петлял у Моджесьайвенч (Поазуайвенч) и Нюдайвенч, а на Соптайвенч напустил туману. На алтаре горы Лойпишнюн к нему пришло решение принести себя в жертву. Возле Сейтьявра враги схватили старика, прельщали его богатством, чтобы узнать пути и планы Чирмика. Барг никого не выдал и был жестоко казнён. Вернув шееся саамское войско похоронило кебуна с почестями на острове Сопчозера и бросилось мстить за его мученическую смерть. Младший сын Барга везде и всюду защищал Чирмика от копий и стрел. Он за крыл его своей грудью в битве при Нийтьявр, когда вождь попал в окружение. Смерть парнишки удесятерило силы, и чудь была разбита. После приказа о погребении убитого с большими почестями вдруг выяснилось, что на самом деле это девушка-красавица Моджесь. То гда-то и вспомнил Чирмик предсказание старцев и понял, что рядом с ним всегда находилась суженая - королева. Предпринятые по его го рячей просьбе обряды кебунов Лапландии так и не смогли оживить убитую. Но дух Барга сжалился и повелел Чирмику и Моджесь жить вместе в подземном мире Кетькь ковакс в тундре красавицы Моджесь, ставшей с тех пор священной. ДВОЕВЕРЦЫ В книге «Предания Монче-тундры» утверждается, что территория Мончи издревле считалась сакральной. Здесь жили влиятельные кебу- ны (колдуны) и нойды (ведуны), собиравшиеся на советы и совер шавшие ритуальные обряды. Процветали чародейство и прорицатель ство, гадание и знахарство. Саамы верили в существование сверхъ естественных сил. Обожествляли и «оживляли» горы, озёра и реки, деревья и животных, небесные светила и явления природы. Бесовская братия во время обрядов якобы изгоняла злых духов, испокон веков укрывавшихся на Кольской земле. Главнейшими атрибутами действа были особый пояс-печень и нож с медной рукояткой. Среди екостровских монченцев был силён культ поклонения ка менным божествам - священным сейдам (сейтам). Это могли быть 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz