Тимофеева, О.Ф. Мончегорская кругосветка / Ольга Тимофеева. - Мончегорск : [б. и.], 2023 (Рязань : Book Jet). - 75 с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс.

ловек уходил в другой погост, мигрировал или умирал, податный кол­ лектив платил за него налоги до следующей ревизии. Для армии вы­ делялись фактически пожизненные рекруты. Порядок изменила Ека­ терина II - позволила не служить в армии, а откупаться, назначив са­ амам непомерно высокую плату в 150 рублей. Царица отменила сборы с рыбных ловель. В 80-х годах XVI века в Русской Лапландии была учреждена ям­ ская гоньба. Ям - двор или станция на пути сообщения, гоньба - быстрая езда. Путь от Ковды до Колы назывался «по лопарям», «коль- ский тракт», «мурманская дорога». Казна оборудовала 10 дорожных станций, и Екостровская была одной из них. Там сменялись ямщики, гребцы лодок, носильщики и проводники. Для содержания ямов, най­ ма оленьих упряжек - «подвод», ездовых и провожатых тяглое (нало­ гооблагаемое) население платило сбор - по 70 копеек с двора. Как по­ винность, ямскую гоньбу власти возложили на саамов. Есть сведения, что жители Нотозерского погоста нанимали вместо себя екостровских ямщиков. Ну а те, как и их собратья, перевозили казённые грузы и государевых служивых людей, гонцов с донесениями и пись­ мами. Бесплатно - при предъяв­ лении подорожных грамот, с остальных бралась немалая по­ вёрстная плата. Три четверти пути лапландской гоньбы при­ ходились на водные участки. Летом озёра, речки и протоки преодолевались на карбасах. Между водоёмами находились тайболы - перешейки с пешеходными тропами, волоки. Прорубались просеки. Зимой дорогой служил лёд, зимники или ворги. Использовались ездовые олени, которые в отли­ чие от лошадей не тонули в снегах и сами себе добывали корм. На каждой станции было необходимо держать по 4 особи. Животных запрягали в керёжу или керёжку (на фото) - саамские сани длиной 1,5- 2 метра из тонких досок в форме маленькой лодочки с низким широ­ ким килем, заменяющим полоз, с обрезанною кормою и острым вздёрнутым носом. Для облегчения скольжения по насту дно облива­ ли водой, образующей на холоде слой льда. Керёжу использовали и летом - она неплохо шла по болотам и даже горам. Крытая повозка называлась балок. Отверстие закрывалось парусиной и завязывалось снаружи верёвкой, так что сидящему или полулежащему без посто­ ронней помощи не вылезти. Путника укрывали одеялом из оленьих 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz