Тимофеева, О. Ф. Мончегорска родное лицо (1929-2020) / Ольга Тимофеева. - Мончегорск : [б. и.], 2021 (Рязань). - 141, [1] с. : ил., цв. ил., портр.

движенца и любимца Сталина. А. А. Жданов (1896 - 1948) - государственный и партийный деятель, секретарь, член Оргбюро и Полит­ бюро ЦК ВКП(б). Одновременно возглавлял после убийства Кирова Ленинградский обком и горком ВКП(б). Первый и последний руко­ водитель столь высокого ранга, посетивший Мончетундру 10 августа 1935 года. «Рулево­ го» ленинградских большевиков сопровождал Кондриков, а встречали Воронцов и Котуль- ский. Как вспоминал старожил Г. И. Уваров, начальник пожарной команды выстроил на Монче своих огнеборцев для приветствия, но бот с Ждановым пристал к берегу в районе стыка нынешней Леннабережной и проспекта Металлургов. Он шёл по просеке, по которой проляжет проспект его имени. В посёлке за­ глянул в палатку со словами: «Здравствуйте, товарищи комсомольцы!» «Здравствуйте, то­ варищ начальник!» - ответили обитатели. «Я не начальник, я Жданов из ЦК. Какие у вас не­ достатки?» «Да вот, магазина нет». «Через ме­ сяц будет». «А ещё столовой нет». «Через два месяца будет». «И как обещал, точно в срок всё было сделано. Тогда я убедился, что у руко­ водителей нашей коммунистической партии слова с делом не расходятся», - написал Уваров в газете. Жданов посетил буровую вышку на Нюде, побеседовал с рабочими, держал слово на ми­ тинге. После скоротечной поездки отправился в Мурманск. Выступая перед партхозактивом округа, поднимал вопросы быстрейшего осво­ ения богатств Мончетундры для укрепления обороноспособности СССР. Визит Жданова не прошёл напрасно. Вскоре решился ряд про­ блем материально-технического снабжения и торговли. В последующие годы он дистанци­ онно курировал строительство дорог и жилья, размещение рабочей силы, пуск в эксплуата­ цию рудников и цехов комбината. Проспект имени Жданова (таково его пра­ вильное название) просуществовал 53 года. Гром грянул во время Горбачёвской пере­ стройки. Выяснилось, что Жданов имел пря­ мое отношение к массовым репрессиям, гоне­ ниям на творческую интеллигенцию. Вот тогда и поступило предложение избавить проспект от позорящего его названия. Результатом жар­ ких дискуссий стало решение Мончегорского горсовета народных депутатов о переимено­ вании проспекта Жданова в проспект Метал­ лургов - в честь главной профессии градообра­ зующего предприятия. Произошло это в марте 1989 года. ЗАПАДНАЯЧАСТЬ По задумке С. Е. Бровцева въездными во­ ротами в город должна была стать площадь Кирова со зданиями клуба-кино, гостиницы, техникума и школы фабрично-заводского обучения. Задуманная четвёрка стоит, а пло­ щади нет - не срослось. Условно весь про­ спект Металлургов можно разделить на две части - западную и восточную. К 1954 году завершилась застройка до площади Пяти углов, к концу 1958 года - всей западной ча ­ сти. Тогда же закрыли парадные подъезды домов со стороны проспекта. С 1938 года проезжую часть начали мостить булыжни­ ком, заасфальтировали в первой половине 1960-х годов. Широкие живописные бульва­ ры по обе стороны обрамили оградой, уста­ новили фонари на опорах. Размахнувшись в ширину на 70 метров, «западник» поражает парадностью и ощу­ щением свободы. Это действительно «благо­ родный квартал», как его однажды назвали. Музей сталинской архитектуры под откры­ тым небом. Особых дифирамбов заслужива­ ет член Союза архитекторов СССР Е. Н. Уша­ кова. Возглавляемая ею бригада института «Гипроникель» причастна к разработке про­ ектов 22 Мончегорских зданий. Дома № 3, 5, 14, 17, 18, 19, 20, 25, 27, 29, 31, 33, 35 по про­ спекту Металлургов можно смело назвать «ушаковскими». Когда раздалась критика по поводу монотонности одинаковых по высоте и протяженности домов с равными разрыва­ ми между ними, обратились к более энергич­ ному и живописному силуэту. Архитектор Н. В. Баранов ввёл в композицию проспекта разноуровневые здания, фланги, башенный акцент. Проспект Жданова - издавна место про­ ведения демонстраций. В 1950-1960-е годы трибуна устанавливалась у площади Пяти углов. Одно время колонны маршировали с востока на запад, потом наоборот. Во время проводов русской зимы по дороге разъез­ жали лошадиные тройки со счастливой ре­ бятнёй в санях. Традиция праздничных ше­ ствий сохранилась доныне. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz