Тимофеева, О. Ф. Мончегорска родное лицо (1929-2020) / Ольга Тимофеева. - Мончегорск : [б. и.], 2021 (Рязань). - 141, [1] с. : ил., цв. ил., портр.

вяк, кадриль, польку - под гармошку и баян. Элитным считался вальс. Несмотря на борьбу с западным влиянием, пробили себе дорогу танго и фокстрот. Наводили шороху буги-вуги - символ сексуальной распущенности. Либе­ рализация вывели на танцплощадки поклон­ ников чарльстона, рок-н-рола и твиста. Позже пришли летка-енка, хоппель-поппель, и-ха-ха, липси, сиртаки, брейк. Настоящую револю­ цию совершили магнитофоны - катушечные и с компакт-дисками. В лексикон вошли слова «дискотека» и «диск-жокей». Зазвучала живая музыка в исполнении ВИА - вокально-инстру­ ментальных ансамблей. Воцарилась бардов­ ская песня. В новом веке вернулись дореволю­ ционные балы. Привлекают бальные танцы. Ну а что касается возрастных рамок, в силе газма- новский призыв «Танцуй, пока молодой!» Нынче дворовое общение уходит. На мно­ гочисленных и замечательных детских пло­ щадках Мончегорска выгуливают только малы­ шей. Школяров боятся оставлять без пригляда. Да и некогда им - загружены до предела. Спор­ тивные секции, «Полярис», ДМШ, ДШИ, ГЦК, репетиторы. Притягателен дом. Не отпускает телевизор с большим выбором программ. Все­ поглощающие увлечения - музыка, компью­ теры, гаджеты. Настоящая страсть - интернет, где межличностные отношения заменяются сетевыми. Заканчивается вольница, когда нет запретов, всё можно и ничего за это не будет - государство решительно ужесточает ответ­ ственность. Но всё меняется в нашем быстро- развивающемся пространстве. Казавшийся та­ ким притягательным виртуальный мир вдруг оказался тяжёлым испытанием во время пан­ демии коронавируса. Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло. Вынужден­ ная самоизоляция дала почувствовать, как остро не хватает живого общения. Сголовы до ног Ах, эти трогающие душу ретро-фотогра­ фии - выцветшие, с надломами, нездешними лицами! Как не похожи одеяния раннего по­ коления мончетундровцев на сегодняшние! «Не до жиру - быть бы живу!» плюс печать сурового климата: телогрейки, ватные паль­ то и штаны, шапки-ушанки, валенки. И всё же, всё же... При тотальном дефиците одеж­ ды и обуви людей не покидало желание при­ нарядиться! Обновки привозили из крупных городов. На «Североникеле» ударников труда награждали в качестве премий пальто, костю­ мами, платьями, отрезами материи. Обшива­ ли страждущих две кооперативные артели. Не уложенные волнами волосы, головные уборы - береты. Мужчины носили галифе и френч, ку- цие пиджаки, косоворотки, кирзовые сапоги и парусиновые ботинки, кепки. Характерные термины 1950-х годов - по­ чинить, перешить, перелицевать. Умелицы об­ шивали семью с помощью швейной машинки. Детскую одежду покупали на вырост, младшие донашивали за старшими. Интеллигенция от­ давала предпочтение жакетам и отложным воротничкам, брошам. Признак благополу­ чия - котиковые шубки, пальто с воротником из чернобурки или каракуля, муфты, радикю- ли. На ногах - ботинки-румыночки с меховой оторочкой, резиновые боты с отверстием для каблука. Одни могли позволить себе только не­ взрачный платок, другие - шаль, шляпки - фе­ тровые и с вуалью. Длинные волосы завивали и делали валик надо лбом, косы укладывали «бараночкой» и «корзиночкой». Женщины пользовались пудрой, пахли духами «Красная Москва» в рисованной коробочке с шёлковой кисточкой. дремала торговля, о чём гласило довоенное объявление в газете: «Поступили в продажу шёлк и меховые изделия (женские воротники, манто)». Олицетворение женственности 1930- 1940-х годов - платье из крепдешина с рука­ вом-фонариком, прюнелевые туфли на пере- поночке с пуговкой, белые носочки. Баловали себя воланами, оборками, защипами, бантами, маленькими сумочками. Причёска - короткие, Мужчины перешли на широкие брюки с отворотами внизу, галстуки в горошек и поло- 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz