Тимофеева, О. Ф. Мончегорска родное лицо (1929-2020) / Ольга Тимофеева. - Мончегорск : [б. и.], 2021 (Рязань). - 141, [1] с. : ил., цв. ил., портр.

цированными кадрами, созданию единого нимаются меры по профилактике, диагности- цифрового контура. Действует программа рованию и лечению смертоносной инфекции, «Земский доктор» и «Земский фельдшер», массовой вакцинации. Врачи, медсёстры, ла- Коллектив Мончегорских медиков вступил в боранты совершают каждодневный подвиг - непримиримую борьбу с COVID-19. Предпри- и это не преувеличение! ОБРАЗОВАНИЕ Вектор развитию системы дошкольного, общего и дополнительного образования за­ дает муниципальная программа, руководство осуществляет управление образования адми­ нистрации г. Мончегорска. Реализуются фе­ деральные государственные образовательные стандарты, приоритетный национальный про­ ект «Образование». История дошкольных образовательных уч­ реждений (ДОУ) началась с появления в 1935 году детсада на Монче в деревянном щитовом доме. К июню 1941 года в Соцгороде и посёл­ ках работало пять яслей и шесть детских садов. После войны и в 1950-е годы их прирост был небольшим. А вот бурное строительство новых микрорайонов в 1960-1980-е годы сопрово­ ждалось открытием множества ДОУ, имевших принадлежность к комбинату «Североникель», тресту «Кольстрой», гороно и горздравотделу. Увеличение рождаемости заставило отдавать предпочтение проектам яслей-садов на 280- 320 мест. К сожалению, в 1990-е из-за демогра­ фической ямы часть из них пришлось закрыть и перепрофилировать. Ныне 19 муниципальных бюджетных и ав­ тономных ДОУ предлагают большое видовое разнообразие: это детсады присмотра и оздо­ ровления, компенсирующего, комбинирован­ ного и общеразвивающего видов. Обеспечен­ ность местами стопроцентная. Вариативные формы включают центры игровой поддержки ребенка, консультационные центры для роди­ телей, логопедические пункты. Работающие по адаптивным программам компенсирую­ щие группы объединяют детей с нарушениями речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития. Особым вниманием окружены дети-инвалиды. Оказы­ вается адресная поддержка семьям. Страна детства поражает оригинально оформленными группами, студиями и каби­ нетами, спортивно-оздоровительными ком­ плексами, компьютерной начинкой. Предмет- но-развивающая среда насыщена мебелью, игрушками, литературой. Прогулочные участки оборудованы малыми архитектурными фор­ мами, радуют зеленью и цветами. Проложены экологические тропы, разбиты мини-огоро- ды и теплицы. Ребятишек учат познавать мир, играть и дружить, раскрывают их способности, по-матерински заботятся о них и просто любят. Первый учебный год стартовал в посёлке Монче-Губа в сентябре 1932 года по личной инициативе учительницы А. X. Гайдуковой. 11 ребятишек с 1 по 4 класс учились в брезен­ товой палатке с четырьмя столами, чурбаками для сидения, печкой-буржуйкой, фонарями «летучая мышь» и звонком из консервной бан­ ки (на фото). Официально признанная через четыре месяца Мончетундровская начальная школа ютилась в столовой. Неполная семилет­ няя школа № 1 была открыта в бараке в 1935 году. Ходили туда дети с Мончи, Мурманлеса, Верхнего Нюда, Килевая. В первые классы при­ нимали с 8 лет, экзамены назывались испыта­ ниями. В декабре 1937 года создан городской отдел народного образования. К июню 1941 года в Мончегорском районе число учащихся достигло цифры 3461. Работали четыре сред­ ние школы, две неполные средние и три на­ чальные. О том, как власти трепетно заботи­ лись об учениках, красноречиво говорит тот факт, что четыре школы были каменными. Среди первых педагогов - руководители школ Я. Ф. Жуков, М. А. Трегубович, Т. И. Молчанов, С. И. Захаров, С. Ф. Лапшук; учителя К. Ф. Ефи­ мов, Ф. И. Шаповал, Э. Я. Янгер, В. В. Зыкова, 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz