Тимофеева, О. Ф. Мончегорска родное лицо (1929-2020) / Ольга Тимофеева. - Мончегорск : [б. и.], 2021 (Рязань). - 141, [1] с. : ил., цв. ил., портр.

чулки, трикотажное бельё, детская одежда, ткани, модельная обувь, игрушки, патефоны, парфюмерия и оконные стёкла. С июля 1941 по декабрь 1947 года государство вновь вве­ ло нормированное карточное распределение основных продтоваров. В войну мончегорцы питались скромно, но не голодали. В столовых на столах даже хлебные крошки оставались. Нормы по карточкам - повышенные, снабже­ ние промтоварами не только советское, но и американское. Слух об этом распространился так далеко в забитые беженцами районы, что в прифронтовой Мончегорск для восстанов­ ления комбината охотно возвращались эваку­ ированные. С 1947 по 1953 годы государство шесть раз снижало розничные цены на това­ ры массового потребления. Хлеб, мука, крупы, макароны, рыба, мясо-колбасные изделия и консервы дешевели на 10%, водка - на 28%. «Продснаб» активно обзаводился мага­ зинами, ларьками, столовыми, буфетами и хранилищами. Три десятилетия легендой торговли слыл первый начальник А. Ф. Еме­ льянов. В опыте он поднаторел ещё до рево­ люции, будучи приказчиком у знаменитого купца Елисеева. При нём снабжение Монче­ горска выгодно отличалось от других горо­ дов. «Покупатель всегда прав», - внушал он своим подчинённым. В 1962 году в результате реорганизации появился ОРС - отдел рабочего снабжения комбината «Североникель», ставший на дол­ гие годы монополистом. Непрофильные ак­ тивы передали в структуру местной промыш­ ленности. В бытность начальника ОРСа В. В. Кривозубова увеличился товарооборот, появи­ лись холодильники, построены капитальные склады, механизированы погрузочно-разгру- зочные работы за счёт использования транс­ портёров, электрокаров и электропогрузчи­ ков. Действовали санитарная лаборатория, цех фасовки бакалейных и кондитерских из­ делий, квашеный пункт. Ввели прогрессивный метод укладки расфасованных продуктов в контейнеры прямо на базе. Погрузка и выгруз­ ка осуществлялась с помощью тельферов, до­ ставка - на финских колясках, оборудованных гидравликой. В магазинах внедрили систему самообслуживания. Выросли продажи статус­ ных товаров народного потребления: телеви­ зоров, холодильников, стиральных машин. Но дефицит не иссякал. Льготный список, распре­ деление по квотам, долговременное ожида­ ние в очереди, толкотня при выбросе импорта и бессмертный блат итожили «сбычу мечт». Широкий диапазон включал легковую маши­ ну, стенку, ковёр, дублёнку, сапожки, хрусталь, палку колбасы и много чего другого в зависи­ мости от потребностей и моды. В 1988-1991 годах из-за оскудения при­ лавков введена талонная система. Наделала шума борьба с алкоголизмом. С приходом шоковой терапии с отпуском цен сократи­ лась платёжеспособность населения. Одно­ временно обострилась проблема снабжения Мончегорска. Спасителем оказался комби­ нат «Североникель». Экспорт цветных ме ­ таллов дал возможность оказывать ОРСу финансовую поддержку. За границей заку­ пались на валюту мясо и консервы, сухое молоко, животное масло, бытовая техника, обувь, трикотаж, мебель. Был даже такой мо­ мент, когда главному инженеру предприятия пришлось заниматься делёжкой между цеха­ ми поступивших сигарет. Цены на продук­ ты в Мончегорске были ниже, чем в городах области. Едоков баловали краснодарскими клубникой и черешней, которые доставляли на самолёте. В первой половине 1990-х го­ дов комбинат построил на базе ОРСа склады промтоваров и продовольствия по програм­ ме пятой очереди. Но рынок диктовал новую политику. Бурное развитие частного бизнеса и конкуренция вытеснили ОРС, деятельность которого завершилась в 2006 году после ше­ сти десятилетий успешного существования. В золотые годы его «империя» состояла из оснащённой базы со складскими помещени­ ями, 75 магазинов, 15 столовых, 3 рестора­ нов, множества киосков и буфетов. Именно в Мончегорске проводились совещания об­ ластного УРСа по внедрению прогрессивных методов торговли. Ныне в Мончегорске более 300 торговых предприятий. Это обычные и специализиро­ ванные магазины продовольственных и про­ мышленных товаров, супермаркеты, пави­ льоны, мини-маркеты. Прилавки ломятся от обилия и разнообразия. Цены - на любой ко­ шелёк, в том числе со снижением по акциям. Число предприятий общественного питания перевалило за 80: это столовые, кафе, бары, бистро, закусочные. Хотя пандемия корона­ вируса всё же внесла нежелательные коррек­ тивы. Ведётся мониторинг цен на основные продукты питания в наиболее популярных торговых точках. Немало сил и средств тра­ тится на обучение и субсидирование пред­ принимателей, проведение конкурсов с награждением победителей. Благодаря под­ держке муниципалитета и ИП с 1990-х го­ дов малоимущим зажжён «зелёный свет» со скидками от 3 до 30% по социальным картам жителя города Мончегорска. ... Считается, что все мы превратились в общество потребителей и ставим во главу угла сладкую жизнь. Но несмотря на рост «аппети­ тов», это все-таки преувеличение. 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz