Тимофеева, О. Ф. Мончегорска родное лицо (1929-2020) / Ольга Тимофеева. - Мончегорск : [б. и.], 2021 (Рязань). - 141, [1] с. : ил., цв. ил., портр.
чулки, трикотажное бельё, детская одежда, ткани, модельная обувь, игрушки, патефоны, парфюмерия и оконные стёкла. С июля 1941 по декабрь 1947 года государство вновь вве ло нормированное карточное распределение основных продтоваров. В войну мончегорцы питались скромно, но не голодали. В столовых на столах даже хлебные крошки оставались. Нормы по карточкам - повышенные, снабже ние промтоварами не только советское, но и американское. Слух об этом распространился так далеко в забитые беженцами районы, что в прифронтовой Мончегорск для восстанов ления комбината охотно возвращались эваку ированные. С 1947 по 1953 годы государство шесть раз снижало розничные цены на това ры массового потребления. Хлеб, мука, крупы, макароны, рыба, мясо-колбасные изделия и консервы дешевели на 10%, водка - на 28%. «Продснаб» активно обзаводился мага зинами, ларьками, столовыми, буфетами и хранилищами. Три десятилетия легендой торговли слыл первый начальник А. Ф. Еме льянов. В опыте он поднаторел ещё до рево люции, будучи приказчиком у знаменитого купца Елисеева. При нём снабжение Монче горска выгодно отличалось от других горо дов. «Покупатель всегда прав», - внушал он своим подчинённым. В 1962 году в результате реорганизации появился ОРС - отдел рабочего снабжения комбината «Североникель», ставший на дол гие годы монополистом. Непрофильные ак тивы передали в структуру местной промыш ленности. В бытность начальника ОРСа В. В. Кривозубова увеличился товарооборот, появи лись холодильники, построены капитальные склады, механизированы погрузочно-разгру- зочные работы за счёт использования транс портёров, электрокаров и электропогрузчи ков. Действовали санитарная лаборатория, цех фасовки бакалейных и кондитерских из делий, квашеный пункт. Ввели прогрессивный метод укладки расфасованных продуктов в контейнеры прямо на базе. Погрузка и выгруз ка осуществлялась с помощью тельферов, до ставка - на финских колясках, оборудованных гидравликой. В магазинах внедрили систему самообслуживания. Выросли продажи статус ных товаров народного потребления: телеви зоров, холодильников, стиральных машин. Но дефицит не иссякал. Льготный список, распре деление по квотам, долговременное ожида ние в очереди, толкотня при выбросе импорта и бессмертный блат итожили «сбычу мечт». Широкий диапазон включал легковую маши ну, стенку, ковёр, дублёнку, сапожки, хрусталь, палку колбасы и много чего другого в зависи мости от потребностей и моды. В 1988-1991 годах из-за оскудения при лавков введена талонная система. Наделала шума борьба с алкоголизмом. С приходом шоковой терапии с отпуском цен сократи лась платёжеспособность населения. Одно временно обострилась проблема снабжения Мончегорска. Спасителем оказался комби нат «Североникель». Экспорт цветных ме таллов дал возможность оказывать ОРСу финансовую поддержку. За границей заку пались на валюту мясо и консервы, сухое молоко, животное масло, бытовая техника, обувь, трикотаж, мебель. Был даже такой мо мент, когда главному инженеру предприятия пришлось заниматься делёжкой между цеха ми поступивших сигарет. Цены на продук ты в Мончегорске были ниже, чем в городах области. Едоков баловали краснодарскими клубникой и черешней, которые доставляли на самолёте. В первой половине 1990-х го дов комбинат построил на базе ОРСа склады промтоваров и продовольствия по програм ме пятой очереди. Но рынок диктовал новую политику. Бурное развитие частного бизнеса и конкуренция вытеснили ОРС, деятельность которого завершилась в 2006 году после ше сти десятилетий успешного существования. В золотые годы его «империя» состояла из оснащённой базы со складскими помещени ями, 75 магазинов, 15 столовых, 3 рестора нов, множества киосков и буфетов. Именно в Мончегорске проводились совещания об ластного УРСа по внедрению прогрессивных методов торговли. Ныне в Мончегорске более 300 торговых предприятий. Это обычные и специализиро ванные магазины продовольственных и про мышленных товаров, супермаркеты, пави льоны, мини-маркеты. Прилавки ломятся от обилия и разнообразия. Цены - на любой ко шелёк, в том числе со снижением по акциям. Число предприятий общественного питания перевалило за 80: это столовые, кафе, бары, бистро, закусочные. Хотя пандемия корона вируса всё же внесла нежелательные коррек тивы. Ведётся мониторинг цен на основные продукты питания в наиболее популярных торговых точках. Немало сил и средств тра тится на обучение и субсидирование пред принимателей, проведение конкурсов с награждением победителей. Благодаря под держке муниципалитета и ИП с 1990-х го дов малоимущим зажжён «зелёный свет» со скидками от 3 до 30% по социальным картам жителя города Мончегорска. ... Считается, что все мы превратились в общество потребителей и ставим во главу угла сладкую жизнь. Но несмотря на рост «аппети тов», это все-таки преувеличение. 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz