Тимофеева, О. Ф. Мончегорска родное лицо (1929-2020) / Ольга Тимофеева. - Мончегорск : [б. и.], 2021 (Рязань). - 141, [1] с. : ил., цв. ил., портр.

комбинат и рудник перевозили в «шалманах» - грузовых автомашинах с фанерным или бре­ зентовым верхом. В кузове устанавливались лавки, сбоку - откидная лесенка на шарнирах, которой управлял кондуктор. Он поднимал и опускал её на каждой остановке, освобождая и закрепляя массивным штырём, собирал деньги и раздавал билеты. Для связи с шофёром слу­ жила сигнальная кнопка. По азбуке Морзе вы­ стукивались «стой» и «поехали». Путь от старта до финиша растягивался на два часа. Пользо­ вался популярностью маршрут «Город-Баня», по которому ходил автобус. Автор генплана С. Е. Бровцев предполагал провести троллейбусную линию, для чего даже хотели срыть подъём дороги перед парком. Для доставки людей по глубокому вводу на промплощадку планировались электропоезда. Заходила речь и о трамвае, как о наиболее эко­ номичном в эксплуатации. Этим задумкам не суждено было сбыться. В 1954 году на базе АТЦ комбината создана Мончегорская автотранс­ портная колонна, вошедшая в состав Мурман­ ского транспортного управления. Тогда она насчитывала всего 15 автобусов, 3 грузовых и 2 легковых автомобиля, имела барачную базу. Став в 1974 году автоколонной № 1442, вы­ росла в крупное автохозяйство области. Около 200 машин пассажирского, грузового и таксо­ моторного парка обслуживали 24 маршрута Мончегорского, Оленегорского и Ловозерско- го районов. 70 машин были приписаны к мест­ ной промышленности, на линию выходило до 100 пассажирских автобусов. С 2006 года ООО «Автоколонна № 1442» сохраняет за собой междугородные и заказные перевозки, оно обслуживает промплощадку КГМК. Роль обще­ ственного транспорта взяли на себя частные микроавтобусы. Решающую роль в строительстве комбина­ та и города сыграл железнодорожный транс­ порт. Тупиковая ветка Оленья-Мончегорск в 1936 году соединила Мончетундру с Большой землёй. В ведении желдорцеха «Северони­ кель» находились допотопные паровозы, ко­ торые впоследствии заменили на тепловозы и электровозы. Действовало пригородное со­ общение. Стальная колея по-прежнему вос­ требована для осуществления грузоперевозок КГМК. К цифре 100 приближается протяжён­ ность путей в километрах, а стрелочных пере­ водов и того больше. СВЯЗЬ Организованная в 1938 году районная кон­ тора наркомата связи занимала одноэтажный барак на Монче, откуда перебралась сперва в район Дома пионеров, а в 1945 году в дом № 6 по улице Сопчинской. Первая телефонная стан­ ция была рассчитана на 150 номеров, междуго­ родная - на 10, связав Мончегорск с Кировском, присваивались по мере сдачи в эксплуатацию, не учитывая, где они находились: на Монче или в Соцгороде. Из-за отсутствия вывесок Мурманском и Ленинградом. На телеграфном участке использовался аппарат Морзе. Су­ ществовали должности морзистки, бодистки, клопферистки - по названию техники тех лет. Строчка песни «И почтальон сойдет с ума, ра­ зыскивая нас» вполне актуальна для началь­ ного периода. Как вам такие адреса: «На пра­ вой стороне под большой ёлкой», «На чердаке обрудзавкома около большой трубы»? Хватало путаницы и с нумерацией домов - одинаковых или уже не существовавших. Цифры зданиям было трудно найти многочисленные конторы и организации. Названия улиц появились лишь в 1938 году, но и тут закавыка: среди них были одноимённые - власти не отличались фанта­ зией. Улица Нагорная существовала в четырёх «экземплярах» плюс переулок; Западная и Но- вопроложенная - в трёх; улица Школьная - в двух в придачу с переулком; улицы Строитель­ ная и Комсомольская шли «в комплекте» с про­ ездом. Имелись площадь Горняков и улица Гор­ няцкая. Сходными по звучанию были улицы Левобережная и Левый берег, Лесозаводская и Лесозавод. Конечно, такому хаосу было дале­ ко до какой-нибудь 98-й улицы в Нью-Йорке 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz