Тимофеева, О. Ф. Мончегорска родное лицо (1929-2020) / Ольга Тимофеева. - Мончегорск : [б. и.], 2021 (Рязань). - 141, [1] с. : ил., цв. ил., портр.

Протяжённость эксплуатируемых трубо­ проводов теплосетей в однотрубном исполне­ нии сравнима с расстоянием от Мончегорска до Североморска. В ведении АО две насосные станции в Мончегорске и угольная котельная в посёлке 25 км. Планомерно проводятся профи­ лактические работы и капитальные ремонты наиболее уязвимых участков теплосетей. За­ мена труб ведётся по прогрессивным техноло­ гиям, устанавливается современная запорная арматура. Каждодневная забота - мероприятия по энергосбережению, оптимизации режимов отпуска и потребления тепла, техническому обслуживанию трубопроводов, оборудования тепловых сетей, котельной, насосных станций и приборов коммерческого учёта тепловой энергии и теплоносителя. По итогам всерос­ сийского конкурса на звание «Самый благо­ устроенный город России- 2005» Мончегорск награждён специальным призом «За надёж­ ное отопление». Через год он признан самым тёплым городом России. Есть у «Теплосети» и особый - новогодний «почерк», когда её ста­ раниями преображается в затейливый уголок сквер площади Пяти Углов. ... Норвежский исследователь, покоритель Северного и Южного полюсов Руаль Амунд­ сен произнес как-то знаменитую фразу: «К холоду привыкнуть нельзя». Он, конечно же, имел ввиду не производственные помеще­ ния и квартиры, но оказался прав по сути. Так вот: заполярным мончегорцам холод не гро­ зит, пока у них есть ТЭЦ ЦЭО Кольской ГМК и АО «Теплосеть». Поставьте памятник лошадке! Безропот­ ной трудяге, что была средством передвижения и основной тягловой силой первых десятиле­ тий. Она шла «в паре» с вьюком, волокушей, те­ легой, санями, пролёткой. Количество лошадей ТРАНСПОРТ камнями волокушами. Ходила байка, что когда лошадей упразднили, один отчаянный возни­ ца спел лебединую песню. Выкрасил конягу в зелёный цвет, встал во весь рост и, размахивая вожжами, с ветерком пронёсся по проспекту от начала до конца - чтобы запомнили! Гужевой транспорт не выдержал конкурен­ ции с автомобильным, хотя, заметьте, мощ­ ность двигателя до сих пор измеряется в лоша­ диных силах. Трест «Кольстрой» организовал свою автотранспортную контору, комбинат - автобазу. В 1930-х годах имелся скромный парк грузовых машин, включавших полутор- в Мончетундре доходило до полутора тысяч, занимались ими гужевые конторы. К конюхам был обращён призыв: «Превратим конбазы в стахановские!» К животинкам надо было от­ носиться заботливо и по-хозяйски. Содержать в мало-мальски пригодных конюшнях, чтобы не мерзли и не простужались. Подковывать, чистить копыта, следить за состоянием сбруи. Обеспечивать фуражом, кормить, поить, уха­ живать, бороться с болезнями. Заботиться о приплоде - существовал план случной компа­ нии. Когда в 1943 году на руднике «Ниттис-Ку- мужье» обострилась проблема перевозки руды, её помогли решить 300 лошадей из Монголии. Пришлось укрощать этих необъезженных ди­ карок, взятых прямо из табуна. Неумелый возчик с лошадью представ­ лял опасность, поскольку правила дорожно­ го движения особо не соблюдал и мог создать аварийную ситуацию. Ну а что касается дорог, то они являли собой тряские «стиральные до­ ски» с колдобинами. Их «гладили» гружёнными ные ГАЗ-АА, трёхтонные ЗИС-5, четырёхтон­ ные ЯГи. В 50-е годы славились шофёры-сто- тысячники. Именно столько километров они обязывались пройти на автомашинах без ка­ премонта. Автобазу «Североникеля» переиме­ новали в автотранспортный цех. Его отличная репутация держалась на мастерстве водителей, обслуживавших ЗиЛы, МАЗы, БелАЗы, бульдо­ зеры, автогрейдеры, погрузчики и крановый парк. Их наследники из транспортного цеха КГМК достойно держат марку. Пассажирские автоперевозки начинались от монченского «кольца». Поначалу людей на 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz