Тимофеева, О. Ф. Мончегорска родное лицо (1929-2020) / Ольга Тимофеева. - Мончегорск : [б. и.], 2021 (Рязань). - 141, [1] с. : ил., цв. ил., портр.

«СЕВЗАПСТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ» (СЗСК) В мае 1946 года в составе л е н и н г р а д с к о г о треста «Сталь- к о н с т р у к ц и я » (переименован в «Севзапсталькон- струкцию» в 1961 году) создано Се­ верное строитель­ ное монтажное управление, дис­ лоциров авш ееся в Мончегорске, с мастерскими в районе железно­ дорожного вокзала. С этого момента и до 1975 года его возглавлял П. Н. Павлинов (1905-1987, на фото). Ему первому в нашем городе присво­ ено звание «Заслуженный строитель РСФСР». Удостоен орденов Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Трудового Красного Знаме­ ни, «Знак Почёта», медалей. Почётный гражда­ нин Мончегорска. 19 созывов подряд - депутат горсовета, на пенсии на общественных нача­ лах возглавлял жилищно-бытовую комиссию горисполкома. СЗСК занималась изготовлением и мон­ тажом металлоконструкций, нестандартно­ го оборудования, наладкой вентиляционных и аспирационных систем. Причастна к рас­ ширению и реконструкции «Североникеля», возведению объектов Оленегорского и Ков- дорского ГОКов, Кандалакшского алюмини­ евого завода, производственного объеди­ нения «Апатит». Шефствовало над детским туберкулёзным санаторием в Мончегорске. Результаты труда специалистов можно увидеть в Мурманске, Иране, Индии, Вьет­ наме, на Кубе. Акционирована в 1992 году, перестала существовать в новом веке из-за невостребованности. МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД Ремонтно-механический завод треста «Кольстрой» появился в июле 1946 года. Это была база для ремонта тяжёлых строитель­ ных машин - тракторов, экскаваторов, ди ­ зельных и электрических двигателей, для и з ­ готовления металлоконструкций и изделий для строящихся жилых домов. После недол­ гой передачи в ведение Мурманского сов­ нархоза Мончегорский механический завод (ММЗ) обрёл самостоятельность в июле 1956 года. Его задачей было обеспечение строите­ лей Мончегорска, области и страны надёж­ ными грузоподъёмными и транспортными механизмами. В содружестве с головной проектной организацией - Всесоюзным научно иссле­ довательским институтом строительного и дорожного машиностроения на базе ММЗ создавали и развивали семью совершенно новых строительных, монтажных и порталь­ ных кранов на уровне мировых стандартов. В 1962 году впервые в СССР выпущен опытный образец крана «КБ-100-1» с последующим серийным изготовлением. Благодаря пер­ венцу новой отечественной стройтехники стало возможным возводить пятиэтажные дома в труднейших климатических условиях Крайнего Севера, преодолевая повышенные ветровые нагрузки. Кран грузоподъёмно­ стью в 5 тонн на вылетах стрелы от 10 до 20 метров позволял строителям вести работы на 33-метровой отметке. Кран экспониро­ вался на международной выставке в Москве, награждён дипломом второй степени. В 1965 году изготовлен опытный обра­ зец крана «КБ-100-2» с телескопической колонной - для строительства девятиэтаж­ ных зданий. Обладая высотой подъёма гру­ за в 41 метр и грузоподъёмностью в 5 тонн, кран оснащался дополнительным прибором безопасности - датчиком ветровых нагру­ зок. Начаты работы по изготовлению крана «КБ-100-2» серии 01 для строительства 11-этажных зданий с высотой подъема 49 метров, грузоподъёмностью в 5 и 4 тонны. Новинки ММЗ - установка для производства плит из пенополистирола и универсальная вибротонирующая установка, изготовле­ ние экскаваторной цепи с шагом 103,2 мм. Завод оснащался новым металлорежущим и кузнечно-прессовым оборудованием, вне­ дрялись новые методы сварки и резки ме ­ талла. В 80-е годы ММЗ ежегодно выпускал 75 башенных кранов, погрузчики с Госу­ дарственным знаком качества, технологи­ ческое оборудование и оснастку для заво­ дов сборного железобетона, строительные леса, нестандартное оборудование для объектов большой химии, цветной и чёр ­ ной металлургии. Капитально ремонтиро­ вались строймеханизмы. Было время выпу­ ска дефицитных эмалированных раковин для умывальников и кухонь, штампован­ ных радиаторов для отопительных систем в новых домах, стальных гардеробных шкафчиков для бытовок комбинатов- ских цехов. Наследником ММЗ стало ОАО «Стройтехника». 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz