Тимофеева, О. Ф. Мончегорска родное лицо (1929-2020) / Ольга Тимофеева. - Мончегорск : [б. и.], 2021 (Рязань). - 141, [1] с. : ил., цв. ил., портр.

«Быстрый», «Комсомолец», «Киров», «Поляр­ ный», «Шторм», «Норд». Громким событием 1935 года стало прибытие 4 сентября мощного буксирного парохода «Североникель». Он до­ ставил из Вите-губы четыре тысячи фестметров леса. Это судно ледокольного типа построили в Ленинграде на Ижорском заводе, перегоняли своим ходом через Беломорский канал до Кан­ далакши. Чтобы доставить махину до Зашейка по железной дороге, на заводе «Большевик» сделали две особые платформы. По пути следо­ вания убрали более ста столбов и две стрелоч­ ные будки, отключили линию электропередач. В Зашейке проложили железнодорожную ветку прямо к воде. В межсезонье связь замирала. Приезжие добирались до Мончетундры пешком со стан­ ции Оленья без дорог и тропинок, преодолевая настоящую полосу препятствий. Если не было проводника, долго плутали. На станции Иман­ дра под открытым небом скапливались грузы. Бывали отчаянные ситуации, когда у мончен- цев заканчивались запасы фуража, горючего и продовольствия. От голода спасали рыбалка и охота. Лопари забивали оленей. Ели медвежа­ тину. А каких только происшествий не случа­ лось с началом движения по непрочному льду! Люди держали на коленях по двухдюймовой доске на случай, если лёд не выдержит. Хоть трещины и метили мостками, но бывало, что проваливались и лошади, и трактора, и грузы. На помощь приходили водолазы. Небольшая станция Имандра расцвела бла­ годаря Мончегорску. Если в 1926 году там про­ живало 432 человека, то в 1938-м уже 3347. К началу войны соорудили пристань, построили депо, подстанцию, школу, клуб, дома с элек­ тричеством и радио, бондарную мастерскую и смолоскипидарный завод, открыли кругло­ суточную столовую. Но недолго было суждено этой перевалочной базе сохранять свою значи­ мость. Пальму первенства пришлось уступить стальной колее. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ВЕТКА «ОЛЕНЬЯ-МОНЧЕГОРСК» Вопрос о строительстве ветки «Оленья-Мон- чегорск» глава треста «Апатит» Кондриков ста­ вил еще в 1932 году, когда, как говорится, ничто не предвещало. Ему и пришлось решать жиз­ ненно необходимую задачу, поскольку предше­ ственнику Воронцову этого сделать не удалось. Изыскателей сменили проектировщики. Были отвергнуты два проекта: западный (48 км стои­ мостью 7 млн 279 тыс. рублей) и восточный (43 км, 6 млн 722 тыс. рублей). Вместо них группа инженеров и техников «Североникеля» пред­ ставила свой проект: длина трассы - 38,6 км, требуемая сумма - 5 млн 47 тыс. рублей. Его и взяли за основу. 5 ноября 1935 года за прокладку трассы взялись с двух сторон вольнонаёмные и заклю­ чённые 14-го отделения управления Беломо- ро-Балтийского канала НКВД СССР. По разным данным зэков насчитывалось от 5 до 10 тысяч. Семь лагерей оборудовали на станции Оленья и километровых отметках - 6, 12, 16, 25, 29 и 31. Чащоба, скальный грунт, плывун, нескончаемые болота, ручьи и речки - таковы были реалии. В суровых условиях заполярной осени и зимы проходили завоз песка, щебня и лесоматериа­ лов, отсыпка полотна, укладка шпал и рельсов, устройство инженерных сооружений. Работали вручную, из «механизмов» - тачка. Множество людей болело и умирало. Героическими усилиями ветка была по­ строена вчерне до станции «Сортировочная» и передана комбинату. Балластировка отсутство­ вала. Рельсы оказались разных типов - от изде­ лий фирмы Брауна прокатки 1868 года до Р-44 прокатки 1935 года. Первые составы с грузами пошли 12 февраля 1936-го, но с приходом теп­ ла «железка» «поплыла». Устойчивое движение удалось наладить только к осени. На первых по­ рах состав сопровождала путевая бригада - на случай схода вагонов с рельсов. Проезд от Оле­ ньей до Мончегорска занимал от 4,5 до 6 часов. Свои первые три паровоза железнодорожники ласково называли «овечками» - по серии ОВ. В 1939 году по линии ходило уже семь локомоти­ вов. Сделали подъездные пути к цехам. Для пас­ 17 ' Мурманская государственная J областная универсальная I научная библиотека

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz