Тимофеева, О. Ф. Мончегорска родное лицо (1929-2020) / Ольга Тимофеева. - Мончегорск : [б. и.], 2021 (Рязань). - 141, [1] с. : ил., цв. ил., портр.
«Быстрый», «Комсомолец», «Киров», «Поляр ный», «Шторм», «Норд». Громким событием 1935 года стало прибытие 4 сентября мощного буксирного парохода «Североникель». Он до ставил из Вите-губы четыре тысячи фестметров леса. Это судно ледокольного типа построили в Ленинграде на Ижорском заводе, перегоняли своим ходом через Беломорский канал до Кан далакши. Чтобы доставить махину до Зашейка по железной дороге, на заводе «Большевик» сделали две особые платформы. По пути следо вания убрали более ста столбов и две стрелоч ные будки, отключили линию электропередач. В Зашейке проложили железнодорожную ветку прямо к воде. В межсезонье связь замирала. Приезжие добирались до Мончетундры пешком со стан ции Оленья без дорог и тропинок, преодолевая настоящую полосу препятствий. Если не было проводника, долго плутали. На станции Иман дра под открытым небом скапливались грузы. Бывали отчаянные ситуации, когда у мончен- цев заканчивались запасы фуража, горючего и продовольствия. От голода спасали рыбалка и охота. Лопари забивали оленей. Ели медвежа тину. А каких только происшествий не случа лось с началом движения по непрочному льду! Люди держали на коленях по двухдюймовой доске на случай, если лёд не выдержит. Хоть трещины и метили мостками, но бывало, что проваливались и лошади, и трактора, и грузы. На помощь приходили водолазы. Небольшая станция Имандра расцвела бла годаря Мончегорску. Если в 1926 году там про живало 432 человека, то в 1938-м уже 3347. К началу войны соорудили пристань, построили депо, подстанцию, школу, клуб, дома с элек тричеством и радио, бондарную мастерскую и смолоскипидарный завод, открыли кругло суточную столовую. Но недолго было суждено этой перевалочной базе сохранять свою значи мость. Пальму первенства пришлось уступить стальной колее. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ВЕТКА «ОЛЕНЬЯ-МОНЧЕГОРСК» Вопрос о строительстве ветки «Оленья-Мон- чегорск» глава треста «Апатит» Кондриков ста вил еще в 1932 году, когда, как говорится, ничто не предвещало. Ему и пришлось решать жиз ненно необходимую задачу, поскольку предше ственнику Воронцову этого сделать не удалось. Изыскателей сменили проектировщики. Были отвергнуты два проекта: западный (48 км стои мостью 7 млн 279 тыс. рублей) и восточный (43 км, 6 млн 722 тыс. рублей). Вместо них группа инженеров и техников «Североникеля» пред ставила свой проект: длина трассы - 38,6 км, требуемая сумма - 5 млн 47 тыс. рублей. Его и взяли за основу. 5 ноября 1935 года за прокладку трассы взялись с двух сторон вольнонаёмные и заклю чённые 14-го отделения управления Беломо- ро-Балтийского канала НКВД СССР. По разным данным зэков насчитывалось от 5 до 10 тысяч. Семь лагерей оборудовали на станции Оленья и километровых отметках - 6, 12, 16, 25, 29 и 31. Чащоба, скальный грунт, плывун, нескончаемые болота, ручьи и речки - таковы были реалии. В суровых условиях заполярной осени и зимы проходили завоз песка, щебня и лесоматериа лов, отсыпка полотна, укладка шпал и рельсов, устройство инженерных сооружений. Работали вручную, из «механизмов» - тачка. Множество людей болело и умирало. Героическими усилиями ветка была по строена вчерне до станции «Сортировочная» и передана комбинату. Балластировка отсутство вала. Рельсы оказались разных типов - от изде лий фирмы Брауна прокатки 1868 года до Р-44 прокатки 1935 года. Первые составы с грузами пошли 12 февраля 1936-го, но с приходом теп ла «железка» «поплыла». Устойчивое движение удалось наладить только к осени. На первых по рах состав сопровождала путевая бригада - на случай схода вагонов с рельсов. Проезд от Оле ньей до Мончегорска занимал от 4,5 до 6 часов. Свои первые три паровоза железнодорожники ласково называли «овечками» - по серии ОВ. В 1939 году по линии ходило уже семь локомоти вов. Сделали подъездные пути к цехам. Для пас 17 ' Мурманская государственная J областная универсальная I научная библиотека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz