Тимофеева, О. Ф. Мончегорска родное лицо (1929-2020) / Ольга Тимофеева. - Мончегорск : [б. и.], 2021 (Рязань). - 141, [1] с. : ил., цв. ил., портр.

лаборатория стройматериалов. Заготконтора снабжала механизмами и материалами: кир­ пичом, известью, цементом, листами асбофа­ неры, скобяными изделиями, гвоздями, петля­ ми, шурупами, кровельным железом. выпускал элементы стен, стропила, лестни­ цы, оконные и дверные коробки, венцы, бал­ ки, щиты. Второе новшество - создание ком­ плексных бригад, состоявших из бетонщиков, плотников, печников, кровельщиков, электро­ монтёров, штукатуров. Помог поточно-ско­ ростной метод. В 1938 году в Мончегорск приехали для пе­ редачи опыта московские стахановцы: камен­ щики Редкоусов, Устинов и Гросс, кровельщики Соколиков и Рыбкин. Показательные кирпич­ ные кладки передовыми методами труда дали желаемый эффект. Если раньше Мончегорские каменщики братья Кусковы укладывали в сме­ ну 900 кирпичей, то теперь их выработка пере­ валила за 2000 на каждого. Рекорд старика Гое- ва дошёл до 3500. Труд первых строителей сравним почти с первобытным. Отогревали землю кострами, котлованы под фундамент рыли вручную. Ору­ дия труда землекопов - кирка, лом, лопата. По­ степенно на участках нулевого цикла на смену клин-бабе пришли экскаваторы и бурильные станки. Бетонировали по передовой технологии электроподогрева, использовали вибробулаву и вибратор. Бетон развозили на тележках-рекс- лингах. Кирпич и раствор носили в вёдрах вруч­ ную и возили на тачках, транспортёров не хва­ тало. В обиходе у каменщиков были молоток, кельма, уровень, шнур и рамки, у плотников - топор и ножовка. Пропагандировалась трёх­ захватная кирпичная кладка. При обеспечении фронта работ она увеличивала производитель­ ность труда в два раза. Монтаж вёлся с помощью лебёдок, талей и кранов-укосин. Поначалу деревянные 8 и 12-квартирные дома строили черепашьими темпами - по 6-8 месяцев каждый. Сократить сроки в два-три раза удалось благодаря новшествам. Первое - использование сборных полуфабрикатов. Про­ изводство деталей велось на Зашейковском ле­ сокомбинате и Кировском деревообделочном заводе. Мончегорский заготовительный двор В числе тех, кто возводил первые объекты Мончетундры, начальники участков С. В. Мань- ковский, П. П. Иванов, Д. И. Бердичевский, К. И. Виноградов, К. М. Клигман, Н. В. Исаев; прорабы В. И. Богданов, М. Д. Лазаретин, А. Я. Романов; мастера К. И. Кремлев, Н. А. Чернов, Н. Я. Судак. Гремели имена бригадиров Д. Паникаровско- го, Е. Коханистова, М. Кузикова, В. Аршинова, В. Порохова, П. Громова; рабочих А. Лазутина, В. Маркова, М. Груздевой, М. Крюкова, А. Точи- лова, И. Щёголева, П. Захарова, В. Касаткина. Армия строителей совершала казалось бы не­ возможное. Но героизма не замечали - подвиги стали буднями. ИМАНДРОВСКАЯ ТРАССА Монча была самым удобным местом для связи по озеру Имандра с одноимённой стан­ цией, располагавшейся на Мурманской же­ лезной дороге. Оттуда перевозили людей, стройматериалы, оборудование, сено, продо­ вольствие, горючее, медикаменты, почту. Как только не называли 18-ти километровый путь: трасса жизни, Имандровский проспект, север­ ное шоссе! Зимой дорогу расчищали, ставили ёлки-вешки, но морозы и метели делали пере­ движение рискованным и иногда приводили к многочасовому блужданию по озеру. Экзоти­ ческих оленей, управляемых лопарями в ма­ лицах, сменили лошади. Появившаяся техника облегчила задачу. Трактора тащили специаль­ но изготовленные сани с полозьями из брёвен на широкой металлической ленте грузоподъ­ ёмностью до 20 тонн. Колонны грузовиков вели комсомольцы А. Принцев, Н. Никитин, Н. Ко­ жевников и их товарищи, делая по три-четыре рейса в день. Работали круглые сутки, смена длилась по 12 часов. Летом к транспортировке присоединялись слабосильные мотоботы, баржи, катера. Часть из них строилась в Тик-губе. Кдеревянной при­ стани на Монче причаливали суда «Тундра», 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz