Тимофеева, О. Ф. Мончегорска родное лицо (1929-2020) / Ольга Тимофеева. - Мончегорск : [б. и.], 2021 (Рязань). - 141, [1] с. : ил., цв. ил., портр.

сообщение открылось официально. На линию пустили шесть отреставрированных трофей­ ных вагонов. Поезд называли «шестьсот ве­ сёлый» или «подкидыш». С увеличением спро­ са число летних рейсов довели до пяти, зимних - до трёх с числом пассажиров 300-400 чело­ век. Проводники и кондукторы носили форму. При отправлении следовал удар в колокол и давался протяжный свисток. Были «грибные», «ягодные» и «праздничные» поезда. ВДень же­ лезнодорожника они бесплатно отправлялись каждые полчаса на 17 км, где устраивались гу­ ляния для всех горожан с буфетом, оркестром, танцами. К всеобщей радости в 1958 году на станции Оленья появился новый вокзал. Тогда же там оставляли пассажирский вагон для отпускни­ ков - мончегорцев, оленегорцев и ловозерцев, но длилось это недолго. В 1961 году желдорвет- ка перешла в ведение Министерства путей со­ общения. Дорогу электрифицировали, и с ноя­ бря 1966 года запустили электропоезд, который добирался до Оленьей за 35 минут и совершал 2 рейса в сутки. Была налажена прямая железно­ дорожная связь с Мурманском. Были моменты, когда летом от станции Мончегорск прямой «наводкой» отправлялись на юг прицепные ва­ гоны. Пассажиры уезжали под песню «Прощай­ те, скалистые горы!», а при возвращении их встречала песня «Здравствуй, здравствуй, друг мой дорогой!» С появлением асфальтирован­ ной дороги автобусы выиграли конкуренцию, и электрички отменили. Крупный посёлок насчитывал восемь улиц: Привокзальную, Имандровскую, Северную, Кандалакшскую, Полевую, Терскую, Привок­ зальное шоссе и набережную Лумболки. Число домов - двухэтажных деревянных, бараков и частных - переваливало за 60. Имелись котель­ ная, столовая № 9, три магазина, ларьки, почта, ясли, клуб, тарный склад, контейнерная пло­ щадка. Ученики из поселков 29, 31, 32 и 33 км обучались в семилетней школе № 8. Она начи­ налась в 1946 году с одноэтажного деревянного дома с печным отоплением по улице Привок­ зальной, 27. В 1959 году, уже будучи восьми­ летней, переехала в новое каменное здание на улице Северной, 9. Просуществовала до откры­ тия современной школы с тем же номером на улице Царевского в 1990 году. В освободившемся здании обосновалась специальная (коррекционная) общеобразо­ вательная школа-интернат № 4 (1961). Но­ вые возможности пришли со строительством трёхэтажного корпуса (1989), оборудованием учебно-производственного цеха и развитием подсобного хозяйства. Главное достижение - многопрофильная профессиональная подго­ товка. Весомым оказалось участие в россий- ско-шведском и норвежском проектах. В 2013 году СКОШИ № 4 вошла в состав школы № 14. С августа 2014 года это Мончегорская коррек­ ционная школа (МКШ) областного подчинения. В 1971 году с Левого берега Монче-гу- бы в специально построенные цеха переехал леспромхоз. Помимо заготовки и вывоза леса, выпускал товары народного потребления: хлебницы, подносы, спичечницы, скалки, тол­ кушки, решётки для ванн, детские игрушки. В 1993 году на этой базе образован лесоучасток цеха ремонта комбината. По улице Имандров- ской, 9 находился молочный завод. Посёлок заметно опустел, когда жильцов домов переселили из «деревяшек» в благоу­ строенные городские дома. Сохранились лишь частный сектор и МКШ. А вот что не измени­ лось, так это по-прежнему высокий статус станции «Мончегорск». Это важное звено в бесперебойном и своевременном обеспечении транспортных перевозок КГМК. ТРАВЯНОЙ (32КИЛОМЕТР) Возник в 1937 году в районе одноимён­ ного озера. До комбината ходил «пассажир­ ский поезд», составленный из грузовых ва­ гонов. В войну здесь находилась мастерская по сбору самолётов, затем лагерь немецких военнопленных. На улице Новой Совхозной и в Озёрном переулке стояли бараки, част­ ные дома, амбулатория, клуб с библиотекой, домоуправление, магазин, находился отдел ЦНИИ «Проектстальконструкция». Любители спорта оборудовали футбольное поле. Посё­ лок ликвидирован. ПРИОЗЁРНЫЙ (33КИЛОМЕТР) Находился по левую сторону от дороги на комбинат. Там сейчас гаражные блоки и вет­ лечебница. Состоял из улиц Базовой, Приозёр­ ной, Ручьевой, Транспортной. Но у острых на язык жителей существовали три других назва­ ния условных участков: Верхняя и Нижняя На­ 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz