Тимофеева, О. Ф. Мончегорска родное лицо (1929-2020) / Ольга Тимофеева. - Мончегорск : [б. и.], 2021 (Рязань). - 141, [1] с. : ил., цв. ил., портр.

мужеством прославились лётчики Отдельного гвардейского краснознамённого ордена Ку­ тузова 3 степени разведывательного авиаци­ онного полка (1942), воспитавшего 13 Героев Советского Союза. В 1962 году с аэродрома Ваенга на 26 км был переведён и находился до сентября 2001 года 174 гвардейский крас­ нознамённый истребительный авиационный полк имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова (1939). Из его рядов вышли 16 Героев Советского Союза. В уединённом лес­ ном уголке находится воинское захоронение лётчиков, погибших в годы войны и в мирное время. На братской могиле установлен памят­ ник. Взлетающие над Мончегорском самолёты СУ и МИГ напоминают: лётчики 98-го отдель­ ного смешанного гвардейского авиационного полка (1941) надёжно охраняют воздушные ру­ бежи Родины. Посёлок имени Жданова или 27 километр начал активно развиваться при расширении военного аэродрома. Его достопримечатель­ ность - памятник «Защитникам Заполярья» в виде самолёта МИГ-19. Четырём улицам по­ сёлка присвоены имена Героев Советского Со­ юза Б. Сафонова, П. Сгибнева, П. Орлова и 3. Сорокина. Другие носят названия Заозёрная, Кутырская, Луго­ вая, Набережная, Октябрьская, По­ лярная, Северная, Спортивная. Со­ здана современ­ ная инфраструк­ тура. Гордость военного городка - школа № 10 име­ ни Б. Ф. Сафонова. Первые занятия проходили в быв­ шей казарме с печ­ ным отоплением, затем в здании детсада. Переезд в новостройку состоялся в 1976 году. СОШ № 10 известна не только результативным обучением учащихся, но и большой военно-патриотической рабо­ той, кадетскими классами, уникальным му­ зеем. Здесь часто бывают военноначальники, поддерживаются дружеские связи с морскими лётчиками-сафоновцами, музеями Плавска, Тулы, Мурманска и Североморска. Медаль «За верность авиации», памятное знамя всерос­ сийской организации «Боевое братство» - при­ знание заслуг. 29КИЛОМЕТР В этом месте в годы войны проходила ли­ ния обороны города. В поселении обитали во­ инская часть, метеорологическая служба, ав­ тобаза № 53. В 1965 году здесь обосновалось СУ-857 треста «Мурманскдорстрой», которое прокладывало асфальтовые автодороги Ле- нинград-Мурманск, Пиренга-Ковдор, Оле- нья-Ловозеро, участвовало в благоустройстве Мончегорска. Трудные грунты, болота, скалы, валуны были повседневностью. На улице Ав­ тодорожной находились вагончики, ведом­ ственные бараки, несколько двухэтажных до­ мов. Работали детсад, магазин, детский клуб «Восток». Ученики ходили в школу № 8 на 31 км. С оторванностью от цивилизации, плохи­ ми условиями быта и загазованностью было покончено после переселения жителей в го­ род в 1970-е годы. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ (31 КИЛОМЕТР) Заложен при прокладке железнодорожной ветки Оленья-Мончегорск. У южных стрелок построили деревянное депо с печным отопле­ нием и токарным станком. От узловой станции шли два ответвления - до станций Кумужье на комбинате и Комсомольская на Левом берегу. Основными грузами были стройматериалы, уголь, кокс, известь, продукты. После введения «Североникеля» в строй его продукция пошла по «железке» на заводы страны. Вокзал являл собой достопримечатель­ ность с красивым по тем временам зданием. Всё как положено: зал ожидания, камера хра­ нения, радиоустановка, буфет и парикмахер­ ская, носильщик. Впечатляли чугунная ограда, фонтан с цветной подсветкой, скамейки, па­ мятники Ленину и Сталину, скверы с цветоч­ ными клумбами, кустами смородины и мали­ ны. Находящаяся рядом площадь удостоилась чести укладки первого в городе асфальта. Туда регулярно ходил автобус № 6. Пассажирская связь со станцией Оленья существовала ещё до войны в виде прицепля­ емых к грузовым поездам теплушек с печкой и скамьям. 21 декабря 1949 года пригородное 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz