Тимофеева, О. Ф. Мончегорска родное лицо (1929-2020) / Ольга Тимофеева. - Мончегорск : [б. и.], 2021 (Рязань). - 141, [1] с. : ил., цв. ил., портр.

АВИАЦИОННАЯ НАБЕРЕЖНАЯ Имеет прямое отношение к освоению неба. Первоначальное название Саамская набереж­ ная сменили на Авиационную из-за «аэродро­ ма» - места, куда причаливал гидросамолётик Ш-2. В народе его называли «шаврушкой». Так деньги купили два планера, затащили их на Нюдуайвенч и оттуда взлетали. Под куратор­ ством инструктора тонкости воздухоплавания постигали допризывники на курсах планери­ стов. Это была первая ступень для тех, кто хо­ тел стать военным лётчиком. На Авиационной набережной построи­ ли три коттеджа для ответственных работни­ ков управления комбината. В том, что носил ласково переделали имя его создателя В. Б. Шаврова. В Мончетундре «железная ворона», как её окрестили саамы, появилась в 1933 году. Прилетала она из Мурманска и Тик-губы. Ави­ азвено возглавлял Цибелев. Имелись ангар и избушка для лётчиков, мачты с антенной для радиосвязи и полосатыми ветряными конуса­ ми. Легендой Мурмана слыл первый авиатор - виртуоз Павел Овчинников. В небо крылатые машины поднимали пилот Карабанов, бортме­ ханики Филиппов и Сазонов. Эти люди творили в воздухе чудеса. Не было точных карт, чётких ориентиров, зато в избытке высокие горные хребты и «джентльменский набор» Заполярья: дожди и снегопады, ветра и метели, морозы и облачность. «Шаврушка» могла взять на борт три человека, с одинаковым успехом взлетала как с водной поверхности, так и со льда озёр и болот. Она перевозила геологов, медиков, кас­ сиров с деньгами и начальство, спасала жизнь попадавшим в пожары и тяжелобольным. Для заражённых мечтой о небе мончегорцев при отделе подготовки кадров «Североникеля» работал планерный кружок. На собственные № 2, жили первый начальник «Североникеля» Н. Н. Воронцов и научный консультант В. К. Котульский. До войны здесь была кон­ тора Зашейковского лесокомбината. В конце улицы находился кожевенный завод. Туда по­ ступали для обработки в юфть и хром шкуры оленей, лошадей, козлов, тюленей, варилось хозяйственное мыло. Полвека на набережной базировался Мончегорский лесхоз, находились инспекция навигационно-технического, мало­ мерного флота, ОСВОД, ЖЭУ-4. В давние годы насчитывалось более 30 домов. Сегодня вдоль ухабистой дороги стоят лишь хибарки с огоро­ дами и лодочные гаражи. Оживление приходит в сезон навигации и выращивания урожая. Ну а что касается авиации, то о ней напоминают «Сушки» и МИГи, с рёвом взлетающие с ближ­ него аэродрома. УЛИЦА БЕЗЫМЯННЫЙРУЧЕЙ Безымянный ручей начинается на склоне горы Нюдуайвенч, подныривает под дорогу Мончегорск - Риж-губа, и, протекая с запада на восток вдоль подножия горы Поазуайвенч, впадает в Монче-губу. Одноимённая улица за­ страивалась с весны 1935 года бараками, двух­ этажными щитовыми домами и частными строениями на широкой горизонтальной тер­ расе выше ручья. Общее количество домов пе­ реваливало за сорок. Имелся магазин (на фото - старожил Ю. К. Руденко). В месте впадения ручья в озеро геолога­ ми была построена бревенчатая банька. В ней в сентябре 1935 года отпечатали на тигель­ ной машине первый номер газеты «В бой за никель». Рядом построили рубленый дом, где 131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz