Тимофеева, О. Ф. Мончегорска родное лицо (1929-2020) / Ольга Тимофеева. - Мончегорск : [б. и.], 2021 (Рязань). - 141, [1] с. : ил., цв. ил., портр.

гидрологические на реке Монче. В этом же здании - Лаборатория по мониторингу среды (1980), отслеживающая состояние загрязнения атмосферного воздуха, осадков, природных вод. На пересечении с улицей Новопроложен- ной появился новый объект - Дом волонтёров. Главная достопримечательность набереж­ ной - озеро Лумболка. В погожие деньки берег оккупируют загорающие, смельчаки устраива­ ют заплывы. Не пустуют зелёные рощицы. Не­ спешно прохаживаются климентьевцы вдоль кромки водной глади. Лёгкая волна накаты­ вается на песок, глыбы и камешки. Летней но­ чью бьёт с севера (!) в стёкла окон незаходящее солнце. Где ещё такое увидишь - только у нас в Заполярье! УЛИЦА СТАХАНОВСКАЯ (первоначально - про- вопроложенной. Дом пионеров и школьников Название улицы спект Стахановцев) знаменует охватившее всю страну стахановское движение, инициатором которого был донбасский шахтер А. Стаханов. Он прославился тем, что в августе 1935 года установил рекорд по добыче угля. Мемориаль­ ная доска на доме № 16 напоминает о герои­ ческом порыве, который нашёл сотни последо­ вателей среди представителей всех профессий. ВМончетундре было развернуто соревнование двухсотников и трёхсотников - за двух- и трёх­ кратное превышение норм выработки. Площадь Пяти Углов делит улицу на две ча­ сти. Участок от озера Лумболка застраивали до войны двухэтажными брусчатыми домами. В 1938 году улицу украсил «теремок» (на фото), спроектированный в техническом отделе тре­ ста «Кольстрой» архитектором К. И. Гурьевым. Тем самым, что оставил нам в наследство «те­ ремок» на улице Царевского - «домик Кондри- кова». Плотницкое мастерство на спецобъек- те показали череповецкая бригада и молодой А. Яскунов, ювелирно выполнивший самые сложные элементы. Добротность просторной крестьянской избы причудливо сочеталась с элементами архитектуры русских церквей и немецких кирх. Задуманное как клуб ИТР здание недол­ го играло роль центра культуры Соцгорода, передав эту функцию клубу металлургов на проспекте Жданова, 2. В 1940 году «теремок» с залом на 200 мест был отдан пионерии. С на­ чалом войны там занимались ученики школы № 3, которым в апреле 1943 года был временно передан двухэтажный дом № 77, а в сентябре 1944 года они перебрались в школу № 4 на Но- возобновил работу в 1945 году. Работали круж­ ки и секции, детская библиотека, техническая станция. Общепризнанный бренд Мончегор­ ска сгорел в октябре 1973-го к великому ужасу всех горожан. Попытка реанимации не удалась. В 1990-е начали строить похожее здание Двор­ ца бракосочетания по проекту М. Т. Горелика, но снесли из-за нехватки средств. Обращал на себя внимание дом № 3 с резь­ бой и крылечками, куда селилось руководство комбината. Позже его отдали народному суду и СУ«Спецстрой». Ныне это частное владение, как и обширная территория напротив, откуда из-за высоких заборов выглядывают коттеджи личных застройщиков. В доме 6а находилось ДОУ № 4. Дольше всех простоял дом № 12, где размещались трест «Кольстрой», СУ «Спец­ строй», СМУ «Севзапэлектромонтаж». Дом № 9 - типичная девятиэтажка, а вот дом № 5 планировали отдать многодетным семьям. 32 четырехкомнатные квартиры, игровой зал, две сауны, комнаты отдыха на первом этаже, тепловая галерея к гаражам остались нереа­ лизованным замыслом. Сейчас на этом месте оборудована для детей спортивно-игровая площадка. Дом № 11 с 72 квартирами особой плани­ ровки принят госкомиссией в июле 1957 года. Он похож на гигантскую, расправившую крылья птицу. Входе переработки проекта Е. Н. Ушако­ вой высота дома была увеличена архитектором Н. В. Барановым. Разноуровневое здание, соче­ тающее в себе центральную пятиэтажную часть и четырехэтажные фланги, является компози­ ционным центром и завершением перспек­ тивы площади Пяти Углов. Впечатляют линии фасада, великолепный фронтон. Настоящим шедевром был гастроном с огромными цирку­ лярными окнами. Вскинув голову, можно было долго рассматривать рыб ценных пород, цве­ ты, листья, колосья, вазы с фруктами. Роскош­ ная лепнина, помпезные пилястры и карнизы, узорчатые потолки и полукружья, мраморная облицовка и зеркала, гранд-люстры, белые и золотистые тона переносили покупателей во времена дореволюционного елисеевского ма­ газина в Москве. Не покупки делать, а всё рав­ но, что по музею ходить! 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz