Терещенко, Е. Ю. Морская символика в русской религиозной культуре // VIII Масловские чтения, [Мурманск, 17-19 декабря 2009 г.] : сборник научных статей / Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2010. – Ч. 1. – С. 41-45.

В христианстве за водой закрепилась роль очищающего элемента, смывающего при крещении пятно грехов, а морская символика пронизыва­ ет всё христианское мировоззрение. Бог впервые явился людям во плоти на берегу Галилейского моря. Первых апостолов Спаситель выбрал из рыба­ ков, а апостол Андрей стал первокрестителем Руси, дойдя, по преданию, до Ладоги и Валаама. Морская стихия и весь связанный с нею круг понятий с первых веков использовался для символического раскрытия учения о Спасении. Жизнь - это бушующее море, а Царствие Небесное - тихое пристанище и невод, за­ хватывающий «рыб всякого рода». Евангельские чудеса Христа на море Галилейском являлись символическим толкованием истинности веры. Чудо «хождения по воде» связано со следующим событием: апосто­ лы ночью плыли по морю и вдруг увидели шествующего к ним по воде Христа. Петр попросил Господа: «Повели мне придти к Тебе по воде». Господь позвал его, и апостол пошел по водной поверхности. Однако, видя сильное волнение, он вдруг испугался и стал тонуть. «Спаси меня», - за­ кричал Петр. «Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! Зачем ты усомнился?» (Мф. 14, 25-32) Другое чудо «об усмирении морской бури» также говорит о спаси­ тельной силе веры и всемогуществе Бога. Когда Христос плыл в лодке с учениками, началась на море великая буря. «И встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая ти­ шина. И сказал им: что вытак боязливы? Как у вас нет веры?» (Мф. 8,23-27) Морская символика христианства имела особый отклик в русской религиозной культуре. Море не только отвечало эсхатологическим уст­ ремлениям русской души, но и открывало перед ней безграничные про­ сторы и возможности достижения чаемого ею идеала обретения Царства Небесного уже здесь, на земле. Евангельское повествование о хождении Иисуса Христа по воде, об усмирении Им бури, которое стало путеводным текстом морской культуры русского народа, напрямую связывает мотив мореплавания с мотивом ис­ пытания веры, ее обретения либо утраты. Твердость в вере ведет к спасе­ нию, маловерие или сомнение обрекают мореплавателя на погибель. Восхищаясь и умиляясь божественной красотой, гармонией моря в тихую, ясную погоду, русская душа тем не менее безотчетно жаждет бури, хочет испытать себя в смертельной схватке с разбушевавшейся морской стихией, стремится заглянуть и окунуться в пучину первобытного водного хаоса, в котором сокрыта таинственная книга бытия. «Связь между образами веры и мореплавания в православном миро­ созерцании имеет не какой-то метафорический, “стилистический” смысл, она глубоко бытийственна, онтологична и восходит к собственным “вод­ ным” истокам христианства, которые органично слились с “водными” осно­ ваниями космоса русского народа. Восприятие моря как порога - преддве­ 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz