Терещенко, Е. Ю. Морская символика в русской религиозной культуре // VIII Масловские чтения, [Мурманск, 17-19 декабря 2009 г.] : сборник научных статей / Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2010. – Ч. 1. – С. 41-45.
1. В символе всегда есть что-то архаическое. 2. Символы способны сохранять в свернутом виде исключительно обширные и значительные тексты. 3. Символ, представляя собой законченный текст, может не вклю чаться в какой-либо синтагматический ряд, а если и включается в него, то сохраняет при этом смысловую и структурную самостоятельность. 4. Символ никогда не принадлежит какому-либо одному синхрон ному срезу культуры - он всегда пронзает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. Память символа всегда древнее, чем па мять его несимволического текстового окружения. 5. Символы являются важным механизмом памяти культуры. Они переносят тексты, сюжетные схемы и другие семиотические образования из одного культурного пласта в другой. 6. Символы могут быть как простые, так и сложные. Элементарные по своему выражению символы обладают большей культурно-смысловой емкостью, чем сложные: «Крест, круг, пентаграмма обладают значительно большими смысловыми потенциями, чем “Аполлон, сдирающий кожу с Марсия”, в силу разрыва между выражением и содержанием, их непроек- тивности друг на друга. Именно “простые” символы образуют символиче ское ядро культуры, и именно насыщенность ими позволяет судить о сим волизирующей или десимволизирующей ориентации культуры в целом» [2, с. 242]. Религия - сложное, уникальное явление культуры, система верова ний, ценностей и поведенческих образцов, способствующих осмыслению людьми мира и своей жизни. Религиозная культура народа - система, состоящая из многих ком понентов. Это, прежде всего, представления о Боге, а также взгляды на во лю Бога, его отношение к людям, на законы, которые он устанавливает, и требования, которые выдвигает по их соблюдению. Кроме того, религиоз ная культура, исходя из представлений о Боге, вырабатывает систему взглядов на мир, общество и человека, на судьбы, возможное развитие, це ли и смыслы их существования. И, наконец, в религиозную культуру вхо дят представления о должном порядке культа, об обрядовом комплексе, церковной организации, соотношении мирских и церковных организаций, художественном воплощении и теоретическом обосновании религиозных символов. Вода (море, река, источник) - неизменный символ любой религии. Вода как доисторический первобытный океан во многих мифах о сотворе нии мира является источником всякой жизни. Являясь универсальной со кровищницей всего религиозного опыта человечества, водный, или мор ской, комплекс представлений по-разному осваивался и воплощался в ми фопоэтических моделях разных народов мира. 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz