Терещенко, Е. Ю. Морская символика в русской религиозной культуре // VIII Масловские чтения, [Мурманск, 17-19 декабря 2009 г.] : сборник научных статей / Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2010. – Ч. 1. – С. 41-45.
Е.Ю. Терещенко МОРСКАЯ СИМВОЛИКА В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ Символ - одна из универсалий культуры, к теоретическому и куль- турно-историческому изучению которой обращаются различные области гуманитарного знания. Символика является существенной частью комму никативного пространства культуры, способом представления для созна ния носителя культуры ее ценностей. Активный всплеск интереса к проблеме символа наблюдается в культуре XX в. Широкий интерес к символу прослеживается не только в различных направлениях философской мысли, но и в самых разнообраз ных гуманитарных дисциплинах. Символ становится предметом изучения социологии, культурологии, этнологии, лингвистики, семиотики, психоло гии и других наук, а также в сферах религиозного и художественного соз нания. Во многом всесторонний интерес к проблеме символизма был ини циирован западноевропейским и русским символизмом конца XIX - нача ла XX вв. Для русских символистов символическое содержание мира было более реальным, чем его конкретное проявление в социальной действи тельности, искусстве и религии. А. Белый определял символ как основную, предельную категорию культуры. Самореализация символа осуществляется в трех сферах: мисти ческая сфера - символ является трансцендентной сущностью; сфера сим волизма - область теоретико-философских концепций символа; сфера сим волизации - область символического творчества во всех сферах жизни. Мир состоит из различных символов, составляющих систему идеальных объектов. Основной характеристикой символа является сложное единство формы и содержания. Любой символ может быть выражен двояко: посред ством идеи (понятийно-логически) или посредством образа (ассоциативно) [1, с. 51-57]. А. Белый выдвигает специфическую модель символа. Символ пони мается как чувственно воспринимаемый объект, существующий в окру жающем нас мире. Он связывает символ с переживанием, сближает приро ду символа с природой религии: «религия есть связь единоличных и кол лективных переживаний» [1, с. 112]. Серьезный вклад в изучение символа в системе культуры представ лено в трудах известного ученого, семиотика, филолога и историка рус ской культуры Ю.М. Лотмана. В его работах символ рассматривается как законченный текст, он конвенционален, связующее звено между семиоти ческой и внесемиотической реальностью. Символ обладает рядом харак терных черт: 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz