Терещенко, Е. Ю. Влияние социокультурного проектирования на организацию досуга детей и молодежи // Тенденции и перспективы развития музыкального и художественного образования в ХХI веке : материалы региональной научно-практической конференции, 11-12 апр. 2005 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2005. – Т. 1. – С. 44-46.
Е.Ю. Терещенко Влияние социокультурного проектирования на организацию досуга детей и молодежи Для выявления значения социокультурного проектирования на организа цию досуга детей и молодежи необходимо определить направления проектной деятельности. Культура как форма человеческого существования охватывает, во-первых, качества самого человека, во-вторых, материальные, духовные и художествен ные предметы и, наконец, способы или технологии человеческой деятельности. Соответственно, социокультурные проекты и программы могут быть направле ны на решение проблем личности или социальной группы, на сохранение или производство предметов культуры и на создание условий для социокультурной деятельности. Программа - развернутый документ, где представлен анализ условий, не обходимых для оптимизации культурной жизни социальной группы. Проект мо жет существовать в двух формах - как составная часть программы и как само стоятельный вариант решения локальной проблемы. Логику разработки программ можно представить следующим образом: - анализ ситуации, т.е. диагностика проблем и четкое определение их ис точника и характера; - разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы и выбор наи более оптимального варианта; - определение целей, задач и содержания программы. В содержание программы, как правило, входят несколько направлений деятельности. Например, программа поддержки народного творчества может включать в себя не только проведение ярмарок и выставок прикладного творче ства, но и организацию детских фольклорных клубов, проведение поисково исследовательской работы, разработку и внедрение в школах программ с опорой на традиционное народное искусство, учреждение фонда поддержки народных мастеров. Программы можно классифицировать по ряду признаков: - по радиусу действия (федеральные, региональные, территориальные, ме ждународные); - по направленности на определенную группу населения (дети, молодежь), - по характеру проявления (целевые, комплексные); - по содержанию (образовательные, художественные, рекреационные, куль туроохранные, социозащитные). Если анализировать ситуацию, характерную для современной организации досуга детей и молодежи, то можно выделить ряд противоречий. С одной сторо ны, наблюдаются положительные перемены, связанные с увеличением свободы выбора, активизацией социального творчества, исчезает чувство культурной изоляции, расширяются возможности знакомства с разнообразными эстетиче скими направлениями, научными теориями. Но в то же время наблюдается паде ние качества усвоения культурных элементов, экспансия массовой культуры. 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz