Терещенко, Е. Ю. Теоретические основы изучения региональной культуры в эпоху глобализации // Молодежь в глобализируемом мире и в себе : материалы региональной научно-практической конференции, 7-9 декабря 2006 года / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – С. 56-63.

способность к колонизации евразийских земель и адаптации к новому гео­ графическому и этническому окружению, которую он назвал «колониза­ ционным инстинктом». Г.В. Вернадский дает обоснование своей концеп­ ции, что евразийский регион от древности и до наших дней развивался как культурное и целостное «месторазвитие». В истории русской культуры он большое внимание уделял изучению взаимовлияния многочисленных на­ родов, населяющих Евразию, многовековому соприкосновению русской и степных культур, процессам ассимиляции русским народом других народ­ ностей, отразившимся на психологии народа и его религиозном чувстве, лексике, народном искусстве и, характере государственной власти. Осмысление места России и ее культуры в контексте мировой исто­ рии привело евразийцев к созданию концепции «России - Евразии» как неповторимого географического и культурного мира. Евразийцы требова­ ли отказаться от общепринятого представления о России как культурной провинции Европы, только в экономической области они допускали запад­ нический путь России. Евразийцы предложили свой вариант «третьего пу­ ти», как синтеза восточных и западных начал с явным акцентом на роль Востока в русской культуре. Взяв за основу фактор территории, евразийцы показали, что географическое положение русского государства влияло на его этническую основу, менталитет народа форму государственного уст­ ройства. Евразийцы утверждали, что «общечеловеческая цивилизация» и «космополитизм» есть «обман», исходящий из эгоцентризма романо­ германских народов, полагающих свою культуру «высшей и совершен­ нейшей в мире» (Н. Трубецкой). На самом же деле представления о евро­ пеизме, космополитизме и общечеловеческом содержании западно­ европейской культуры есть маскировка насилия. Соответственно некрити­ чески воспринятый и усвоенный «европоцентризм» превращается в куль­ турный «эксцентризм», т.е. оборачивается отказом от собственной куль­ турной самобытности, ведет к культурному, нравственному и психологи­ ческому обеднению как отдельных личностей, так и целых народов. Таким образом, рассмотрение теоретических концепций русских и западноевропейских ученых показало, что на протяжении всей истории че­ ловечества в культуре сохраняются две тенденции: стремление к универ­ сализму и сохранение собственной уникальности, которые находят свое отражение в разнообразных историко-культурологических и философских трудах. В XXI в. нужно обдуманно включаться в процессы глобализации, сохраняя при этом региональную специфику. Динамическое взаимодейст­ вие двух тенденций способствует культурному развитию регионов. Задачей современной науки является продолжение поисков оснований, которые бы не только объясняли сходства и различия культур, но и давали бы представ­ ление о механизмах их взаимодействия и о путях достижения взаимопони­ мания культур. Процессы глобализации и культурной универсализации 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz