Терещенко, Е. Ю. Теоретические основы изучения региональной культуры в эпоху глобализации // Молодежь в глобализируемом мире и в себе : материалы региональной научно-практической конференции, 7-9 декабря 2006 года / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – С. 56-63.
В 20-30-е гг. XX в. в среде русской эмигрантской научной интелли генции остро обсуждается проблема историко-культурного развития Рос сии. Одно из направлений социально-философской и культурологической мысли получило название Евразийство. В отличие от других течений эмиграции (монархического и либерально-демократического), осмысление русской революции 1917 г. евразийцами происходило в контексте пробле мы «Россия и Запад». Можно выделить два идейных вектора внутри евра зийства: философско-онтологический (Л.П. Карсавин) и теософский (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский). Евразийцы являлись представителями различных областей гуманитарного знания. Н.С. Трубец кой - филолог и лингвист; П.Н. Савицкий - географ, экономист; Г.В. Вер надский - историк и геополитик; Н.Н. Алексеев - правовед и политолог, историк обществ, мысли; В.Н. Ильин - историк культуры, литературовед и богослов. Отталкиваясь от своего конкретного материала и опыта (куль турно-исторического, географического, политико-правового, филологиче ского, этнографического и т.п.), анализируя и обобщая, обращаясь к про блематике философии культуры и истории, ученые стоили убедительные культурологические концепции развития России. Близки Евразийству ду ховные искания таких значительных фигур начала XX в., как Л. Толстой и Н. Рерих, С. Булгаков и Н. Бердяев. В 1920 г. вышла книга Н.С. Трубецкого «Европа и человечество», ставшая отправной точкой евразийского движения. Разоблачая в ней рома- но-германский культурный шовинизм, трактуя его как проявление эгоцен трической психологии европейцев, Н. Трубецкой выдвигает идею равно ценности всех культур. Эгоцентризму и связанным с ним представлениям о «прогрессе» и «эволюционной лестнице» (в конечном итоге оправды вающим империалистическую экспансию европейцев), ученый противо поставляет безоценочный подход, позволяющий увидеть самоценность иной культуры. В основе концепции Г.В. Вернадского - взгляд на историю России в макрокультурном варианте, где деятельное участие принадлежало всем народам. В концепции ученого развитие евразийского региона от древно сти до наших дней рассматривалось как культурное и целостное «место- развитие». «Месторазвитие» (определенная географическая среда, нала гающая печать своих особенностей на человеческие общежития, разви вающиеся в ней), определяется как базовое понятие, на котором построено его историко-культурное исследование. В своих работах начала XX в. «О движении русских на Восток» (1913), «Против солнца. Распростране ние русского государства к Востоку» (1914) он рассматривает историю русской культуры в «пространственно-временном континууме», придавая особую роль огромным пространствам в процессе становления и развития русской культуры. В эмиграционный период творчества, в работе «Про странство России» (1933) ученый указывает, что русскому народу присуща 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz