Терещенко, Е. Ю. Теоретические основы изучения региональной культуры в эпоху глобализации // Молодежь в глобализируемом мире и в себе : материалы региональной научно-практической конференции, 7-9 декабря 2006 года / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – С. 56-63.
К 30-м гг. XIX в. в историко-культурологических и социально философских исследованиях на смену рационализма Просвещения и идеа лизма начала века приходят концепции позитивизма, в которых вновь об суждается роль географического фактора. В это время зарождается новое направление - антропогеография, предметом исследования которой стало взаимодействие между природой и человеком, а объектом - различные ти пы культуры. Немецкий антропогеограф и геополитик Ф. Ратцель в своих трудах разрабатывал проблемы взаимовлияния человека, культуры и тер ритории. Ученый исходил из понимания целостности человечества и схо жие элементы в культуре разных народов объяснял общим происхождени ем культурных ценностей из одного центра и сохранением ценностей в процессе миграции населения. Анализируя влияние человека и террито рии, Ф. Ратцель пришел к выводу, что не толь территория влияет на чело века, но и человек через культуру влияет на территорию своей страны. Глубина воздействия человека на природу связана с наличием духовного начала в человеке и творческой силы преобразований. По мере развития культура освобождает человека от случайных воздействий природы и де лает связь с природой более целенаправленной и тесной. В концепции Ф. Ратцеля географическое пространство рассматривается на наиболее важный фактор, оказывающий влияние на культурный процесс, в плане содействия ассимиляции или изоляции народов. Ученый вводит понятие жизненное пространство - территория, необходимая для жизни и развития народа. Каждый народ стремится захватить и удержать как можно более обширную территорию. Таким образом, важным выводом антропогеогра фии Ф. Ратцеля было понимание того, что человек пользуется преимуще ствами географического положения только в зависимости от уровня куль туры. Развитие русской историко-культурной мысли в XIX в. затрагивает проблему влияния территории в рамках размышлений о судьбе России как части Европы и Азии. Н.Я. Данилевский подверг критике европоцентрист скую схему развития человечества. Он выделил культурно-исторические типы, сформулировав законы их жизни, построив их по аналогии с закона ми органического мира, и обосновал особую роль географического поло жения в развитии культуры. «Ход развития культурно-исторических типов ближе всего уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения - относительно короток и истощает раз и навсе гда их жизненную силу» [2]. В концепции русского историка С.М. Соловьева реализуется прин цип комплексного рассмотрения роли природно-географических, этниче ских, демократических, историко-культурных и внешнеполитических фак торов в историческом развитии России. Большую роль в исторических ис следованиях он отводил роли «географического ландшафта», рассматривая 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz