Терещенко, Е. Ю. Теоретические основы изучения региональной культуры в эпоху глобализации // Молодежь в глобализируемом мире и в себе : материалы региональной научно-практической конференции, 7-9 декабря 2006 года / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – С. 56-63.
та региональной культуры - природно-территориальные условия жизни лю дей. В рамках данного исследования представляется целесообразным про вести анализ теоретических концепций, исследующих проблему влияния природно-географического фактора в формировании культурной уникаль ности. Изучение взаимосвязей человека и культуры с природной (географи ческой средой) имеет глубокие корни в культурологической литературе. Мыслители анализировали роль географического фактора в историко- культурном процессе, его влияние на образ жизни, ментальность человека. В зависимости от научных, экономических, политических факторов отно шение к этим концепциям менялось и трактовалось по-разному. В совре менных исследованиях утвердилось понимание глубокой взаимосвязи че ловека и природы, уникальности региональной культуры, однако процессы глобализации и унификации приводят к утрате региональной специфики. Интерес к географическому фактору в культурологии складывается из понимания его генетической связи с образом жизни человека, способом ведения хозяйства, историко-культурными процессами. В этом направле нии можно выделить следующие течения: географический детерминизм, где влияние географической среды на общество, культуру и социальное устройство считается определяющим, а человеку отводится пассивная роль; теософия - течение, раскрывающее систему отношений между при родой, этносом, культурой и религией; антропогеография - наука, акцен тирующая внимание на взаимном влиянии человека и природы и формиро вании культурного ландшафта. Формирование географического детерминизма началось в эпоху Просвещения. Выявление законов общественного и индивидуального раз вития человека в трудах философов Просвещения (Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердера) требовало рассмотрения проблемы взаимоот ношений человека и природы. Ш.-Л. Монтескье в работе «О духе законов» общественные законы, хозяйственный быт, образ жизни народов опреде лял как отражение различных влияний среды. Его концепцию характеризу ет абсолютизации роли климата в культурном развитии народов. Согласно концепции И.Г. Гердера для объяснения особенностей культуры разных народов необходимо учитывать, что в основе истории народов лежит взаимодействие внутренних (воспитание гуманности) и внешних (геогра фические условия) факторов развития. Он разделял народы по хозяйствен но-культурным типам - на охотников, рыбаков, пастухов, земледельцев. Наши мысли, силы и способности коренятся в строении нашей Земли, ут верждал ученый [1]. От природы зависит и длительность человеческой жизни, и мера наших сил, перемена занятий и мыслей. Земля - это сцена, на которой разворачиваются история и культура человечества. 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz