Терещенко, Е. Ю. Теоретические основы изучения региональной культуры в эпоху глобализации // Молодежь в глобализируемом мире и в себе : материалы региональной научно-практической конференции, 7-9 декабря 2006 года / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – С. 56-63.

та региональной культуры - природно-территориальные условия жизни лю­ дей. В рамках данного исследования представляется целесообразным про­ вести анализ теоретических концепций, исследующих проблему влияния природно-географического фактора в формировании культурной уникаль­ ности. Изучение взаимосвязей человека и культуры с природной (географи­ ческой средой) имеет глубокие корни в культурологической литературе. Мыслители анализировали роль географического фактора в историко- культурном процессе, его влияние на образ жизни, ментальность человека. В зависимости от научных, экономических, политических факторов отно­ шение к этим концепциям менялось и трактовалось по-разному. В совре­ менных исследованиях утвердилось понимание глубокой взаимосвязи че­ ловека и природы, уникальности региональной культуры, однако процессы глобализации и унификации приводят к утрате региональной специфики. Интерес к географическому фактору в культурологии складывается из понимания его генетической связи с образом жизни человека, способом ведения хозяйства, историко-культурными процессами. В этом направле­ нии можно выделить следующие течения: географический детерминизм, где влияние географической среды на общество, культуру и социальное устройство считается определяющим, а человеку отводится пассивная роль; теософия - течение, раскрывающее систему отношений между при­ родой, этносом, культурой и религией; антропогеография - наука, акцен­ тирующая внимание на взаимном влиянии человека и природы и формиро­ вании культурного ландшафта. Формирование географического детерминизма началось в эпоху Просвещения. Выявление законов общественного и индивидуального раз­ вития человека в трудах философов Просвещения (Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердера) требовало рассмотрения проблемы взаимоот­ ношений человека и природы. Ш.-Л. Монтескье в работе «О духе законов» общественные законы, хозяйственный быт, образ жизни народов опреде­ лял как отражение различных влияний среды. Его концепцию характеризу­ ет абсолютизации роли климата в культурном развитии народов. Согласно концепции И.Г. Гердера для объяснения особенностей культуры разных народов необходимо учитывать, что в основе истории народов лежит взаимодействие внутренних (воспитание гуманности) и внешних (геогра­ фические условия) факторов развития. Он разделял народы по хозяйствен­ но-культурным типам - на охотников, рыбаков, пастухов, земледельцев. Наши мысли, силы и способности коренятся в строении нашей Земли, ут­ верждал ученый [1]. От природы зависит и длительность человеческой жизни, и мера наших сил, перемена занятий и мыслей. Земля - это сцена, на которой разворачиваются история и культура человечества. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz