Терещенко, Е. Ю. Теоретические основы изучения региональной культуры в эпоху глобализации // Молодежь в глобализируемом мире и в себе : материалы региональной научно-практической конференции, 7-9 декабря 2006 года / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – С. 56-63.

тов в изучении гуманитарных наук от региональной специфики к общемиро­ вым процессам. Для изучения проблем региональной культуры в эпоху глобализации необходимо проследить этапы формирования теоретических концепций культурологов, историков, философов, отстаивающих позиции культурной универсализации или, напротив, уникальности культур. Сторонники культурной универсализации полагают, что нет фун­ даментальных различий между Востоком и Западом, Югом и Севером. Лю­ ди - везде люди и придерживаются схожих глубинных ценностей. В каж­ дой культуре мы видим почтительное отношение к материнству, гостепри­ имство, коллективный труд, систему праздников и обрядов, религиозных ве­ рований. Несходства, иногда весьма значительные, относятся лишь к внеш­ ним, временным социальным условиям и могут измениться вместе с ними. Ученые обращают внимание на то, что изначально между Западом и Восто­ ком не было таких кардинальных различий, какие обозначились к XXI в., развитие их осуществлялось по общим законам и проходило одни и те же стадии. Множество фактов подтверждает близость культур в древности. Проблемой универсалий культуры занимались Б. Малиновский, Л. Уайт, Г. Зиммель и др. В труде Ф. Боаса «Первобытное мышление» (1911) 6-я глава названа «Универсальность культурных черт», в которой ученый указывает на сходство ментальных функций во всех расах. Согласно функ­ ционалистской концепции Б. Малиновского, в каждой культуре любой обычай, материальный объект, идея и верование исполняют свою задачу, функцию, а культура формируется как инструмент удовлетворения по­ требностей, и в этом её универсальный характер. Классик эволюционной теории в истории культуры Э.Б. Тайлор утверждал, что при многих инди­ видуальных различиях можно увидеть постоянство и общее сходство са­ мобытных культур, и это позволяет заключить, что «весь мир - одна боль­ шая страна» [6]. Орудия труда, мифы о солнечном восходе и затмении, по­ топе и землетрясении, обряды свадеб и погребений обнаруживают порази­ тельное сходство и повторяемость. Таким образом, как бы ни различались культуры различных регионов, их объединяет общее сходство природы че­ ловека и обстоятельств его жизни. Этим объясняется единство человечест­ ва, возможность взаимопонимания и диалога культур. Теоретические концепции ученых, отстаивающих уникальность куль­ тур, основываются на том, что если происходит влияние одной культуры на другую, то оно может оказаться губительным. Единицей изучения истории культуры является регион, который представляет собой исторически сложившийся и развивающийся процесс жизнедеятельности людей в рамках определенной территории. Специфика региональной культуры может определяться по разным основаниям: по ду­ ховно-культурным характеристикам, по экономическим особенностям, по периодам исторического развития. Но наиболее общая и неотъемлемая чер­ 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz