Терещенко, Е. Ю. Теоретические основы изучения региональной культуры в эпоху глобализации // Молодежь в глобализируемом мире и в себе : материалы региональной научно-практической конференции, 7-9 декабря 2006 года / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – С. 56-63.
тов в изучении гуманитарных наук от региональной специфики к общемиро вым процессам. Для изучения проблем региональной культуры в эпоху глобализации необходимо проследить этапы формирования теоретических концепций культурологов, историков, философов, отстаивающих позиции культурной универсализации или, напротив, уникальности культур. Сторонники культурной универсализации полагают, что нет фун даментальных различий между Востоком и Западом, Югом и Севером. Лю ди - везде люди и придерживаются схожих глубинных ценностей. В каж дой культуре мы видим почтительное отношение к материнству, гостепри имство, коллективный труд, систему праздников и обрядов, религиозных ве рований. Несходства, иногда весьма значительные, относятся лишь к внеш ним, временным социальным условиям и могут измениться вместе с ними. Ученые обращают внимание на то, что изначально между Западом и Восто ком не было таких кардинальных различий, какие обозначились к XXI в., развитие их осуществлялось по общим законам и проходило одни и те же стадии. Множество фактов подтверждает близость культур в древности. Проблемой универсалий культуры занимались Б. Малиновский, Л. Уайт, Г. Зиммель и др. В труде Ф. Боаса «Первобытное мышление» (1911) 6-я глава названа «Универсальность культурных черт», в которой ученый указывает на сходство ментальных функций во всех расах. Согласно функ ционалистской концепции Б. Малиновского, в каждой культуре любой обычай, материальный объект, идея и верование исполняют свою задачу, функцию, а культура формируется как инструмент удовлетворения по требностей, и в этом её универсальный характер. Классик эволюционной теории в истории культуры Э.Б. Тайлор утверждал, что при многих инди видуальных различиях можно увидеть постоянство и общее сходство са мобытных культур, и это позволяет заключить, что «весь мир - одна боль шая страна» [6]. Орудия труда, мифы о солнечном восходе и затмении, по топе и землетрясении, обряды свадеб и погребений обнаруживают порази тельное сходство и повторяемость. Таким образом, как бы ни различались культуры различных регионов, их объединяет общее сходство природы че ловека и обстоятельств его жизни. Этим объясняется единство человечест ва, возможность взаимопонимания и диалога культур. Теоретические концепции ученых, отстаивающих уникальность куль тур, основываются на том, что если происходит влияние одной культуры на другую, то оно может оказаться губительным. Единицей изучения истории культуры является регион, который представляет собой исторически сложившийся и развивающийся процесс жизнедеятельности людей в рамках определенной территории. Специфика региональной культуры может определяться по разным основаниям: по ду ховно-культурным характеристикам, по экономическим особенностям, по периодам исторического развития. Но наиболее общая и неотъемлемая чер 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz