Терещенко, Е. Ю. Формирование культурного пространства Кольского Севера // Модель мира коренных малочисленных народов Арктического региона: динамика взаимодействия языка и культуры в условиях глобализации и регионализации : материалы международного научно-практического семинара, 29-31 октября 2012 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2013. – С. 145-149.

Е.Ю. Терещенко ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В философии пространство и время выступают как предельно обоб­ щенные понятия, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Изучение пространства как формы материи началось в античной фи­ лософии, в которой сложилось два основных подхода - субстанциональ­ ный, рассматривающий пространство как вместилище, и атрибутивный, рассматривающий пространство как порядок вещей. Эти подходы пред­ ставлены и философией Нового времени. С формированием различных концепций мировой истории человече­ ства в XIX в. возникает понятие «социальное пространство», в котором разрозненные исторические эпохи связываются в единый исторический пространственно-временной поток. Социальное пространство - порядок размещения социальных объектов в поле социальной деятельности, их взаимодействие и иерархическое соположение. Механизмом, определяющим границы социального и культурного пространства, выступают процессы социализации и инкультурации. Со­ циализация предстает как процесс усвоения индивидом социальных норм и социальных ролей. Инкультурация предполагает становление человека как субъекта и объекта культурной деятельности. Во второй половине XIX в. в осмыслении культурного пространства появляется тенденция к его дифференциации, которая связана с разграни­ чением видов деятельности - разные виды деятельности человека форми­ руют свои пространства: религиозное пространство, политическое про­ странств, правовое пространство и т.д. К этим представлениям добавились более образные - пространство как способ протяженности, пространство как самоорганизующаяся система. В рамках культурологического исследования к изучению культурно­ го пространства сформировались следующие подходы: 1. Информационный подход. Культурное пространство изучается как пространство коммуникативного процесса, обеспечивающего передачу знаний от коллективного уровня индивидуальному. 2, Семиотический подход. Ю.М. Лотман рассмотрение культурного пространства выстраивает на основе центрально-периферийной системы. В действии системы выделяются некоторые особенности, которые проявля­ ются в зонах культурных контактов, - это эстафетность, диалогичность и увеличение суммы производимого социумом культурного продукта по сравнению с суммой усвоенного. 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz