Терещенко, Е. Ю. Основные этапы развития морской культуры Арктического региона // Культурный ландшафт приморских регионов: Арктический регион : материалы Межрегионального научно-практического семинара студентов, аспирантов и преподавателей, 3-4 апреля 2008 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [отв. ред.: Е. Ю. Терещенко]. – Мурманск, 2009. – С. 15-22.

В результате географических открытий в XVIII в. совершенно изме­ нились представления о северной части Сибири, примыкающей к Север­ ному ледовитому океану. Вместо фантастических полуостровов, изобра­ жавшихся на картах XVI-XVII вв., стали известны подлинные очертания береговой линии Сибири с мысами, островами, заливами и полуостровами. В XVIII в. вся береговая линия севера Сибири была положена на карты трудами участников Великой Северной экспедиции 1733-1743 гг. В конце XIX и начале XX вв. с появлением паровых судов наступил новый этап в освоении Арктики. Более мощные и независимые от ветра корабли с железным корпусом позволяли проникать в недоступные ранее районы центральной части Арктического бассейна. Среди русских ученых и моряков, изучавших Северный Ледовитый океан на рубеже XIX-XX вв., особое место занимает выдающийся ученый-моряк С.О. Макаров. В 1898 г. в Англии при активном участии С.О. Макарова был построен первый в мире мощный ледокол, названный в честь покорителя Сибири «Ермаком». В развитии художественной культуры Нового времени происходят существенные изменения, связанные с прибытием на Кольский полуостров научно-исследовательских экспедиций, в составе которых были художни­ ки и писатели. Художниками-первооткрывателями русского севера счита­ ются представители московской живописной школы, часто бывавшие на Беломорье и Мурмане - с 1890-х гг: И.М. Прянишников, К.А. Коровин, В.А. Серов, М.А. Врубель, А.М. Васнецов, и М.В. Нестеров, А.Е. Архипов. Художниками, связавшими своё творчество с севером, были Василий Крайнев и Александр Борисов. Таким образом, к началу XX в. морская культура арктического ре­ гиона связана с развитием военной, торгово-промысловой, научно- исследовательской и художественной сфер. Советский период - это период индустриализации севера, а также практического освоения и активного функционирования Северного мор­ ского пути. Уже в 1920 г. в Архангельске, под руководством опытного мо­ реплавателя М.В. Николаева была снаряжена Сибирская хлебная экспеди­ ция в устья Оби и Енисея. Она положила начало систематическим плава­ ниям на западном участке Северного морского пути, а затем и на всем его протяжении. Начиная с 1923 г. в течение десяти лет на побережье и остро­ вах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радио ме­ теорологических станций. В 1930 г. экспедиция О.Ю. Шмидта впервые в истории арктического мореплавания прошла на ледоколе «Георгий Седов» из Баренцева моря через северные районы Карского моря к западным бере­ гам Северной Земли. Северный морской путь продолжал действовать всю войну и внес большой вклад в победу советского народа. Сегодня отправ­ ной точкой Северного морского пути является г. Мурманск. Весной 1950 г. в районе Полюса была высажена дрейфующая станция «Северный полюс-2». В 1954 г. были созданы сразу две дрейфующие стан­ 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz