Терещенко, Е. Ю. Теоретические вопросы изучения культурного ландшафта // Культурный ландшафт приморских регионов : материалы научно-практической конференции факультета культуры и искусств, 9-13 апреля 2007 года / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – С. 15-21.
ситсль земледельческой культуры являлся посредником между хозяйственно природными областями и этносами, их населяющими. Зато никакого противоречия не возникало у русского человека при обращении реке. Река служила связующей нитью между деревнями и го родами, воспитывала трудолюбие и предприимчивость. При переселениях река указывала путь, при поселении - это источник жизни. Самые красивые песни посвящены реке-магушке. Река указывала путь к морю, поэтому море для русского человека обладает магической силой. Русской душе свойст венно погружение в «море» хаоса, «плавание по волнам жизни», и даже ос новой мироздания у русского человека является мать-сыра-земля, где глу бокое значение имеет сырость земли. Не случайно русские так самоотвер женно борются за выход к Черному, Балтийскому морю, а отсутствие выхо да к морю создает ощущение дискомфорта и повод для военных действий. Наиболее глубокий анализ соотношения степного и морского в рус ской душе дал выдающийся современный мыслитель и культуролог В.Н. Топоров. Он показывает тесную взаимозависимость морского и степно го, и в то же время подчеркивает некую первичность моря по отношению к степи. «В отличие от степи море безосновно; у степи - твердая опора, зем ля, у моря - опоры нет, и человек в своих усилиях к спасению должен сде лать опорою бездну, ничто»1. «Водная (морская) стихия, выражающая всю полноту “русскости”, со единяет в себе и всю беспредельную широту степного, и предельную духов ную глубину лесного. И поэтому совсем не случайно, но глубоко законо мерно то, что предводителем русского народа, подлинно национальным рус ским святым (которого иноземцы именовали даже “русским богом” ) стал святой Николай Чудотворец (Никола Морской) - покровитель мореплавате лей, русский морской бог, водитель русского народа по волнам «моря жи тейского»2. В списке поморских судов XVIII, XIX вв. половина кораблей носили имя Николы. Берега Белого и Баренцева морей были украшены множеством храмов, возведенных во имя святого Николая. Народная поговорка гласит «От Холмогор до Колы - тридцать три Николы». История Мурманска начи налась с закладки храма святого Николая Мирликийского Чудотворца, на месте которого сейчас находится Дом Культуры им. Кирова. В городе сей час 6 православных храмов и два из них Свято-Никольский кафедральный собор и церковь Спас на Водах построены в честь святого Николая. Таким образом, изучение культурного ландшафта приморских регио нов является важной и многосторонней темой научного исследования сту дентов. Неслучайно в сборнике представлены статьи, посвященные специ фике морской культуры: морская символика, морские сюжегы и образы в 1Топоров В.Н Святость и святые в русской духовной культуре. - М., 1995 - Т. 1: Пер вый век христианства на Руси. - С 604. 2 Теребихин Н.М. Лукоморье. - Архангельск, 1998 - С. 36. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz