Терещенко, Е. Ю. Теоретические вопросы изучения культурного ландшафта // Культурный ландшафт приморских регионов : материалы научно-практической конференции факультета культуры и искусств, 9-13 апреля 2007 года / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – С. 15-21.
ных русских деревень поразила исследователя карело-финского эпоса Элиаса Лённрота, составителя сборника древних рун «Калевапы», который совершил поездку по Каргопольско-Онежскому краю1. Для Лённрота как носителя западноевропейского (скандинавского) пространственного мента литета уютность сельского пейзажа связывается с его искусственностью, регулярностью, дополнительной украшенностью, которая противопоставля ется русской естественности цвета, природности. «Отмеченные Э. Лённро- том различия в цветовой символике сельских поселений Скандинавии и Рос сии отражают глубинные различия в аксиологии двух культур, двух языков пространства. Яркие краски норвежского дома подчеркивают неповтори мую индивидуальность его владельца, выражают общий настрой норвеж ского менталитета на завершенность, отдельность, выделенность, конеч ность. Напротив, бесцветность, серость, естественность, непроявленность русского пространства соотносятся с представлениями о слитности, безраз дельности, незавершенности, вечности»2. Особое место образ пространства нашел отражение в языке. Значение этого слова апеллирует к таким смыслам, как «вперед», «вширь», «вовне», «открытость», «воля»3. Рассматривая влияние пространства на русский характер, ученые вы деляют три природные формы: лес, степь и море. Лес и степь как жизненное пространство русского народа, символизируют противостояние оседлого и кочевого образа жизни. Русский лес согревал, кормил и в то же время таил многочисленные опасности. Русский фольклор населял лес зловещими суще ствами - бабой-ягой, лешим. Инородная, языческая стихия леса привлекала к себе людей, жаждавших свершения духовного подвига, связанного с преображением дикого лесного царства в православное царство, Примером может служить основание в 1533 г. Трифоно-Печенгского монастыря и подвижнический труд Преподобного Трифона, обращавшего саамов в пра вославную веру. На иконах Трифона изображают с медведем. Существует легенда, что понимать язык зверей Трифон научился, когда саамы, чтобы проверить, сможет ли его защитить бог, посадили Трифона в берлогу к медведю. Всё закончилось хорошо, Трифон прожил долгую жизнь, а мона стырь действует и сейчас. Степь для русского человека - символ воли, разгула, широты, а с дру гой стороны - воплощение бездомности и пространство, заселенное хищны ми кочевниками, несущими разорение и разрушение. В концепции яркого представителя евразийства Г. Вернадского4, географической основой русской истории является соотношение лесной и степной зон, борьба леса и степи. Лес - область охотников, степь - область скотоводов. Русский народ как но- 1Лённрот Э. Путешествие Элиаса Лённрота. - Петрозаводск, 1985 ~ С. 289 . 2 Теребихин Н.М. Лукоморье. - Архангельск, 1998. - С. 24. 3Топоров В.Н. Пространство// Мифы народов мира. - М.. 1988. - Т. 2. - С. 341. 4Вернадский Г.В. Начертание русской истории. - М., 1927. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz