Терещенко, Е. Ю. Теоретические вопросы изучения культурного ландшафта // Культурный ландшафт приморских регионов : материалы научно-практической конференции факультета культуры и искусств, 9-13 апреля 2007 года / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – С. 15-21.

ных русских деревень поразила исследователя карело-финского эпоса Элиаса Лённрота, составителя сборника древних рун «Калевапы», который совершил поездку по Каргопольско-Онежскому краю1. Для Лённрота как носителя западноевропейского (скандинавского) пространственного мента­ литета уютность сельского пейзажа связывается с его искусственностью, регулярностью, дополнительной украшенностью, которая противопоставля­ ется русской естественности цвета, природности. «Отмеченные Э. Лённро- том различия в цветовой символике сельских поселений Скандинавии и Рос­ сии отражают глубинные различия в аксиологии двух культур, двух языков пространства. Яркие краски норвежского дома подчеркивают неповтори­ мую индивидуальность его владельца, выражают общий настрой норвеж­ ского менталитета на завершенность, отдельность, выделенность, конеч­ ность. Напротив, бесцветность, серость, естественность, непроявленность русского пространства соотносятся с представлениями о слитности, безраз­ дельности, незавершенности, вечности»2. Особое место образ пространства нашел отражение в языке. Значение этого слова апеллирует к таким смыслам, как «вперед», «вширь», «вовне», «открытость», «воля»3. Рассматривая влияние пространства на русский характер, ученые вы­ деляют три природные формы: лес, степь и море. Лес и степь как жизненное пространство русского народа, символизируют противостояние оседлого и кочевого образа жизни. Русский лес согревал, кормил и в то же время таил многочисленные опасности. Русский фольклор населял лес зловещими суще­ ствами - бабой-ягой, лешим. Инородная, языческая стихия леса привлекала к себе людей, жаждавших свершения духовного подвига, связанного с преображением дикого лесного царства в православное царство, Примером может служить основание в 1533 г. Трифоно-Печенгского монастыря и подвижнический труд Преподобного Трифона, обращавшего саамов в пра­ вославную веру. На иконах Трифона изображают с медведем. Существует легенда, что понимать язык зверей Трифон научился, когда саамы, чтобы проверить, сможет ли его защитить бог, посадили Трифона в берлогу к медведю. Всё закончилось хорошо, Трифон прожил долгую жизнь, а мона­ стырь действует и сейчас. Степь для русского человека - символ воли, разгула, широты, а с дру­ гой стороны - воплощение бездомности и пространство, заселенное хищны­ ми кочевниками, несущими разорение и разрушение. В концепции яркого представителя евразийства Г. Вернадского4, географической основой русской истории является соотношение лесной и степной зон, борьба леса и степи. Лес - область охотников, степь - область скотоводов. Русский народ как но- 1Лённрот Э. Путешествие Элиаса Лённрота. - Петрозаводск, 1985 ~ С. 289 . 2 Теребихин Н.М. Лукоморье. - Архангельск, 1998. - С. 24. 3Топоров В.Н. Пространство// Мифы народов мира. - М.. 1988. - Т. 2. - С. 341. 4Вернадский Г.В. Начертание русской истории. - М., 1927. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz