Терещенко, Е. Ю. Теоретические вопросы изучения культурного ландшафта // Культурный ландшафт приморских регионов : материалы научно-практической конференции факультета культуры и искусств, 9-13 апреля 2007 года / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – С. 15-21.
теоретическое (которое проявляется в развитии наук о природе и ценност ном осмыслении природы)1. В истории русской философско-культурологической мысли в изуче нии культурного ландшафта можно выделить два подхода. В первом случае формирование культурного ландшафта представлено как процесс его пас сивной адаптации к окружающей природно-географической среде. При та ком подходе первичной, активной, порождающей творческой энергией на деляется природа (материя), которая по законам своей организации форми рует, структурирует культурный ландшафт, определяет характер и стерео типы поведения человека. Второй подход заключается в том, что культурный ландшафт форми руется под влиянием пространственных, национально-государственных и религиозных особенностей. О взаимодействии этих трех составляющих и их влиянии на русский характер писали многие ученые: И.А. Ильин, И.О. Лосский, Б.А. Успенский, Г.П. Федотов, Н.А. Бердяев, В.О. Ключев ский, В.Н. Топоров. На органичную слитность русского культурного и природного ланд шафтов, их структурное (душевное) родство указывал в свое время вы дающийся русский историк В.О. Ключевский, который, исследуя воспри ятие России иностранцами, писал: «Крестьянские поселки по Волге и во многих других местах Европейской России доселе своей примитивностью, отсутствием простейших житейских удобств производят, особенно на пу тешественника с Запада, впечатление временных, случайных стоянок кочев ников, не нынче-завтра собирающихся бросить свои едва насиженные мес та, чтобы передвинуться на новые. В этом сказались продолжительная пе реселенческая бродячесть прежних времен и хронические пожары —об стоятельства, которые из поколения в поколение воспитывали пренебрежи тельное равнодушие к домашнему благоустройству, к удобствам в житей ской обстановке»2. Формирование культурного ландшафта русского севера имеет свои особенности. Разительный контраст между «красивыми постройками» нор вежских колонистов и «полуразвалившимися избушками русских артелей» отмечал и В.И. Немирович-Данченко, который посетил Кольский полуост ров в XIX в. Он был крайне поражен тем, что поморы, осознавая превос ходство материальных условий жизни норвежских рыбаков, негативно от носятся к самой идее заимствования чужого опыта, к перенесению на Русь «правильного», но чуждого образа жизни. Красочная праздничность норвежской архитектуры резко контрасти ровала с одноцветной будничной серостью архитектурно-природных ланд шафтов русского севера. Эта особенность архитектурного ансамбля север 1Каган М С Философия культуры. -СПб., 1996. - С. 55. 2Ключевский В О. Курс русской истории. - М., 1989. - Т. 1- С. 87. 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz