Терещенко, Е. Ю. Теоретические вопросы изучения культурного ландшафта // Культурный ландшафт приморских регионов : материалы научно-практической конференции факультета культуры и искусств, 9-13 апреля 2007 года / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – С. 15-21.

теоретическое (которое проявляется в развитии наук о природе и ценност­ ном осмыслении природы)1. В истории русской философско-культурологической мысли в изуче­ нии культурного ландшафта можно выделить два подхода. В первом случае формирование культурного ландшафта представлено как процесс его пас­ сивной адаптации к окружающей природно-географической среде. При та­ ком подходе первичной, активной, порождающей творческой энергией на­ деляется природа (материя), которая по законам своей организации форми­ рует, структурирует культурный ландшафт, определяет характер и стерео­ типы поведения человека. Второй подход заключается в том, что культурный ландшафт форми­ руется под влиянием пространственных, национально-государственных и религиозных особенностей. О взаимодействии этих трех составляющих и их влиянии на русский характер писали многие ученые: И.А. Ильин, И.О. Лосский, Б.А. Успенский, Г.П. Федотов, Н.А. Бердяев, В.О. Ключев­ ский, В.Н. Топоров. На органичную слитность русского культурного и природного ланд­ шафтов, их структурное (душевное) родство указывал в свое время вы­ дающийся русский историк В.О. Ключевский, который, исследуя воспри­ ятие России иностранцами, писал: «Крестьянские поселки по Волге и во многих других местах Европейской России доселе своей примитивностью, отсутствием простейших житейских удобств производят, особенно на пу­ тешественника с Запада, впечатление временных, случайных стоянок кочев­ ников, не нынче-завтра собирающихся бросить свои едва насиженные мес­ та, чтобы передвинуться на новые. В этом сказались продолжительная пе­ реселенческая бродячесть прежних времен и хронические пожары —об­ стоятельства, которые из поколения в поколение воспитывали пренебрежи­ тельное равнодушие к домашнему благоустройству, к удобствам в житей­ ской обстановке»2. Формирование культурного ландшафта русского севера имеет свои особенности. Разительный контраст между «красивыми постройками» нор­ вежских колонистов и «полуразвалившимися избушками русских артелей» отмечал и В.И. Немирович-Данченко, который посетил Кольский полуост­ ров в XIX в. Он был крайне поражен тем, что поморы, осознавая превос­ ходство материальных условий жизни норвежских рыбаков, негативно от­ носятся к самой идее заимствования чужого опыта, к перенесению на Русь «правильного», но чуждого образа жизни. Красочная праздничность норвежской архитектуры резко контрасти­ ровала с одноцветной будничной серостью архитектурно-природных ланд­ шафтов русского севера. Эта особенность архитектурного ансамбля север­ 1Каган М С Философия культуры. -СПб., 1996. - С. 55. 2Ключевский В О. Курс русской истории. - М., 1989. - Т. 1- С. 87. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz