Терещенко, Е. Ю. Теоретические вопросы изучения культурного ландшафта // Культурный ландшафт приморских регионов : материалы научно-практической конференции факультета культуры и искусств, 9-13 апреля 2007 года / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – С. 15-21.

ление; 3) природный ландшафт; 4) местное хозяйство; 5) местную языко­ вую систему, включая топонимию; 6) духовную культуру, включая фольк­ лор1. В первой половине 1990-х гг. А.Г. Дружинин и С.Я. Сущий заявили о создании особого направления географии - геоэтнокультурологии, изу­ чающей пространственные явления и процессы, обусловленные этнокуль­ турным взаимодействием. В рамках геоэтнокультурологии предполагается и «анализ ландшафтной сферы, и изучение различных инвариантов терри­ ториальных общественных систем, и познание особенностей расселения этноса, и выявление географических закономерностей этнического созна­ ния»2. Похожая ситуация складывалась в зарубежной географии, где куль­ турный (искусственный) ландшафт, начиная с работ основоположника американской культурной географии К. Зауэра, рассматривался отдельно от природного ландшафта3. Современная западная культурная география делает акцент на изучение визуального (пейзажного) культурного ланд­ шафта, являющегося внешним (физическим) отражением человеческой культуры на поверхности планеты. В общей сложности в зарубежной гео­ графии сложилось, как минимум, пять подходов к изучению культурного ландшафта: структурно-морфологический, феноменологический, перцеп­ ционный (символический), эволюционный, искусствоведческий4. «Включение» в культурный ландшафт духовной культуры макси­ мально сблизило это понятие с культурой конкретного региона. Но, прин­ ципиальным отличием этих понятий, является то, что культурный ланд­ шафт включает два основных компонента - природный и культурный, а культура региона - интегративное понятие, включающее процессы суще­ ствования и деятельности человека рамках исторически определившегося географического пространства. Таким образом, изучение культурного ландшафта обусловлено необ­ ходимостью пристального внимания к проблеме взаимоотношения культу­ ры и природы. М.С. Каган выделяет три уровня взаимоотношений приро­ ды и культуры: практическое (выражающееся в труде); практически- духовное (выраженное в мифологии, религии и искусстве); и духовно­ 1Калуцков ВИ Основы этнокультурною ландшафтоведения. - М., 2000. 2 Сущий С.Я , Дружинин А.Г. Очерки географии русской культуры. - Ростов н/Д, 1994 -С . 20. ’ Sauer К Morphology of Landscape // Univ. California Publ CJeogr - 1925 • Vol. II. - P. 19-53; Jordan Т., Rowntree The Human Mosaic A Thematic Introduction to Cultural Geography - N Y., 1982. 4 Манаков А.Г. Геокультурное пространство северо-запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия. - Псков, 2002. 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz