Терещенко, Е. Ю. Теоретические вопросы изучения культурного ландшафта // Культурный ландшафт приморских регионов : материалы научно-практической конференции факультета культуры и искусств, 9-13 апреля 2007 года / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. – С. 15-21.

на ландшафт сельскохозяйственного землепользования и промыслов. В ра­ боте Г.А. Исаченко1, посвящённой историческому ландшафтоведению Ле­ нинградской области, заметное место занимает историко-географический анализ влияния на ландшафты этнокультурных процессов. В 80-е гг. была образована самостоятельная дисциплина - культур­ ная география, наравне с социальной и экономической географией'. С это­ го момента начинается формирование теоретического аппарата культурной географии, большой вклад, в развитие которого внесли Б.Б. Родоман3, Ю.А. Веденин4, Н.Ф. Дмитревская5, Д.В. Николаенко6, А.Г. Дружинин7. Например, Ю.А. Ведениным культурный ландшафт определяется как «целостная и территориально-локализованная совокупность природных, технических и социально-культурных явлений, сформировавшихся в ре­ зультате соединённого действия природных процессов и художественно­ творческой, интеллектуально-созидательной и рутинной жизнеобеспечи­ вающей деятельности людей»8. При этом результаты деятельности челове­ ка, воплощённые в объектах материальной и духовной культуры, являются частью культурного ландшафта. Р.Ф. Туровский определяет культурный ландшафт как генетически и территориально единый синтез частных («отраслевых») культурных про­ странств, комплекс этнических, лингвистических, конфессиональных, по­ литико-исторических, художественных, хозяйственных, научных и фило­ софских компонентов (всего 11 компонентов)9. В.Н. Калуцков под куль­ турным ландшафтом понимает природно-культурную среду развития оп­ ределённого этноса или местного сообщества (социокультурной или этно­ культурной общности людей, осознающей себя как целое и неразрывно связанной с определённым земным местом). По его мнению, как объект комплексного исследования культурный ландшафт представляет собой шес­ тикомпонентную систему, включающую: 1) местное сообщество; 2) посе­ 1Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: история и ландшафты. - СПб., 1998. Гохман В.М. Общественная география, её сущносгь, структура // Вопросы геогра­ фии. - 1984. -№ 123. - С. 57-64. Родоман Б.Б Объективные процессы формирования ареалов и рациональная органи­ зация территории для охраны природы и рекреации: Автореф. дис. ... д-ра геогр. на­ ук, - М., 1990. Ведении Ю.А Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучения. —М., 1990. - С 5-17. Дмитревская Н.Ф., Дмитревский Ю Д. География культуры и новое политическое мышление // География, политика и культура. —Л., 1990. -С , 127-134. Николаенко Д.В Районирование российской социокультурной системы. - Симферо­ поль, 1998 Дружинин А.Г. Теоретико-методологические основы географического исследования культуры: Автореф. дис. ... д-ра геогр. наук. - Ростов н/Д, 1995. * Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. - М., 1997. - С. 9. ‘ Туровский Р.Ф Культурные ландшафты России. - М., 1998. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz