Терещенко, Е. Ю. Гуманитарные технологии в формировании современной культуры Кольского региона // Гуманитарный вуз в условиях модернизации образования : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [редкол.: Н. А. Рычкова (науч. ред.) и др.]. – Мурманск, 2013. – С. 51-54.

Гуманитарные технологии взаимодействуют с социальными. Соци­ альные технологии - методы решения социальных проблем, направленные на формирование условий жизни и развития общества. По практической направленности различают социально-экономические, организационно­ распорядительные, медико-социальные и психолого-педагогические соци­ альные технологии1. Отличительной особенностью социальных техноло­ гий является их оперативность и стандартный набор процедур. Гуманитар­ ные технологии, как правило, уникальны в каждом конкретном случае, и, в первую очередь, направлены на решение проблем в долгосрочной перспек­ тиве, т.е. имеют стратегический характер. Кроме того, гуманитарные технологии часто сравнивают с техноло­ гиями манипуляции. В данном случае, отличие заключается в сокрытии истинных целей. «Пока нам неизвестны цели или пока декларируемые це­ ли находятся в явном противоречии с действиями и их результатами, то это или некомпетентность, или манипуляция. Ключ к содержанию понятия гуманитарные технологии лежит в области целей, которые ставит перед собой субъект - гуманитарный технолог, или, скорее, гуманитарная орга­ низация, гуманитарный институт»2. Применение гуманитарных технологии в формировании региональ­ ной культуры требует научных оснований. В качестве теоретического ос­ нования можно предложить антропологический, системно-синергетиче- ский и культурологический подходы. Проблема духовного мира личности стала активно обсуждаться в нау­ ке с конца XX века. Подчеркивалось, что признание в человеке только соб­ ственника, производителя, потребителя материальных благ - односторонняя точка зрения. Экономика создает условия для развития культуры, это сред­ ство расширения, обогащения духовного мира человека3. Суть антрополо­ гического подхода состоит в переносе акцента исследования различных фактов социального развития на человека как субъекта культуры, форми­ руемого общественными идеалами и ценностями. Цель системно-синергетического подхода - выявить внутреннюю ор­ ганизацию, постичь природу и установить логику развития самооргани­ зующейся целостности. Историческое развитие общественных систем в рамках данного подхода рассматривается по аналогии с эволюцией слож­ ных природных систем. Определяющей чертой концепции является отри­ цание линейного развития общества и, соответственно, поступательного исторического процесса. «Множественность альтернатив общественного 1 Глоссарий.ru. - URL: http://www.glossary.ru. Философско-культурологические основания и структура содержания современного гуманитарного образования: учебное пособие. - СПб., 2008. - С. 41. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. - М., 2002; Фукуяма Ф. Конец истории или последний человек. - М., 2004. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz