Терещенко, Е. Ю. Морская культура Кольского Заполярья // Фундаментальные проблемы культурологии / Федер. агентство по культуре и кинематографии, С.-Петерб. отд-ние Рос. ин-та культурологии, Каф. ЮНЕСКО по компаратив. исслед. духов. традиций, специфики их культур и межрелигиоз. диалога. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 4. – С. 181-191.

Морская культура Кольского Заполярья 189 побывать на Мурмане, увидеть Ледовитый океан. Персональные выставки А. Борисова про­ ходили в России и Европе, 60 его картин приобрёл Г1. М. Третьяков для своей галереи. Он на­ писал такие картины «Среди вечных льдов», Ночь на Мурмане», «На белом море». В Мур манске хранятся его картины «Екатериненская гавань в начале марта» и «В Кандалакшском заливе», переданные из Третьяковской галереи в 1932 г. Таким образом, к началу XX века в морской культуре Кольского Заполярья выделяются че­ тыре самостоятельные сферы: торгово промысловая, научно-исследовательская, военная и художественная, которые имеют специфическую структуру и функции. Новейшее время (модернизм и постмодернизм или советская и постсоветская эпохи) на Кольском полуострове характеризуется бурным промышленным и культурным развитием и значительными переменами в образе жизни жителей севера. Строительство городов, желез­ ной дороги привело к изменению состава населения, которое обогатилось рабочими, стро­ ителями горнодобывающих комбинатов. Появляются промышленные города Мончегорск, Хибиногорск. 30-е годы Кольский полуостров — зона ссылки репрессированных граждан и спецпереселенцев. Это сыграло большую роль в формирование культуры, т. к. среди спецпе- реселенцев было много врачей, учителей, ученых, артистов. Первая мировая и гражданская войны, интервенция значительно сократили торговый и траловый флот севера. После освобождения в феврале 1920 года, изгнания интервентов и бе­ логвардейцев из Мурманска и восстановления в крае Советской власти торговые и промыс ловые суда были национализированы. За две первые пятилетки Кольский полуостров пре­ вратился в крупный промышленный район с предприятиями, новыми городами, важными стройками. В Мурманск доставлялся морем лес и оборудование, уголь. За десять лет (1928- 1938) в четыре раза возросли в Баренцевом море пассажирские перевозки. Большое значение имело освоение и эксплуатации Северного морского пути. В арктических рейсах участвова­ ло несколько десятков судов. Сквозное плавание Северным морским путем из Ленинграда на Камчатку и обратно совершали ледоколы «Ермак» и «Ленин», пароход «Моссовет», «Г. Се­ дов». Кроме того, Кольский полуостров становится главной военно-морской базой севера Рос сии. В 1920 г. на базе Северо-Двинской флотилии и кораблей, отбитых у интервентов и бело­ гвардейцев, были сформированы Морские силы Северного моря (расформированы в 1922). В 1933 г. начался новый, наиболее напряженный этап строительства советского флота на Се­ вере. Он ознаменовался созданием Северной военной флотилии (11 мая 1933 г.), которая в 1937 г. была преобразована в Северный флот. К началу Великой Отечественной войны Север­ ный флот насчитывал 8 эсминцев, 7 сторожевых кораблей, 15 подводных лодок, 116 самоле­ тов, которые обеспечивали защиту северных рубежей, а также участвовали в организации и сопровождении союзных конвоев. В октябре 1916 годы был основан новый город — Романов-на-Мурмане, после февраль­ ской революции переименованный в Мурманск. Развитие морской культуры концентриру­ ется вокруг столицы Кольского Заполярья — Мурманска, который в советский период пред­ ставлял собой крупнейшую на севере военно-морскую и торгово-промышленную базу. Это обстоятельство предопределило основные профессии горожан, и, соответственно, формиро­ вание промышленной, образовательной, научной, художественной и культурно-досуговой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz