Терещенко, Е. Ю. Морская культура Кольского Заполярья // Фундаментальные проблемы культурологии / Федер. агентство по культуре и кинематографии, С.-Петерб. отд-ние Рос. ин-та культурологии, Каф. ЮНЕСКО по компаратив. исслед. духов. традиций, специфики их культур и межрелигиоз. диалога. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 4. – С. 181-191.

188 Е. Ю. Терещенко В конце XIX и начале XX в. с появлением паровых судов наступил новый этап в освое­ нии Арктики. Более мощные и не зависимые от ветра корабли с железным корпусом позволя­ ли проникать в недоступные ранее районы центральной части Арктического бассейна. Сре­ ди русских ученых и моряков, изучавших Северный Ледовитый океан на рубеже XIX-XX вв., особое место занимает выдающийся ученый-моряк С. О. Макаров. В 1898 г. в Англии при ак­ тивном участии С. О. Макарова был построен первый в мире мощный ледокол, названный в честь покорителя Сибири «Ермаком». Первый пробный поход адмирал совершил летом 1899 г. Ледокол достиг Шпицбергена, где встретил мощные ледяные поля. В 1901 г. адмирал Мака­ ров вновь отправился в Арктику. В ходе полярной экспедиции русские ученые под руковод­ ством С. О. Макарова собрали обширные сведения по ледоведению, провели глубоководные и магнитные исследования и составили карту Новой Земли. Новый этап начинается и в развитии художественной культуры. Если в средние века она была неразрывно связана с мифологией у коренных жителей и религией у поморов (северная архитектура, иконопись), то к концу XIX в. все меняется. Это связано с прибытием на Коль­ ский полуостров научно-исследовательских экспедиции, в составе которых были художни­ ки и писатели. Художников привлекала уникальность северной природы, необычности лан­ дшафта, цветовые и световые контрасты. Воображение художников, посещавших когда-либо северные края, в первую очередь, захватывало море. Каждый из них, в зависимости от состо­ яния природы и личностных особенностей мировоззрения, трактовал его по-своему, однако, в основном образ моря почти у всех выражен суровостью, огромной мощью, иногда скрытой под маской штиля, а иногда и бушующей на поверхности. Художниками-первооткрывателя­ ми русского севера считаются представители московской живописной школы, часто бывав­ шие на Беломорье и Мурмане —- с 1890-х гг: И. М. Прянишников, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. А. Врубель, А. М. Васнецов, и М. В. Нестеров, А. Е. Архипов. Художниками, связавшими своё творчество с севером, были Василий Крайнев16 и Александр Борисов. С 1900 по 1907г. В. Крайнев учился в Казанской художественной школе, в 1909 г. поступил в Московское учи­ лище живописи, ваяния и зодчества. В 1925 году В. Крайнев впервые побывал на Севере. По­ ездка гак впечатлила художника, что он стал приезжать в Карелию и Заполярье чуть ли не каждый год. Значительное место в творчестве Крайнева занимает изображение моря. Много работ на эту тему было написано художником. В них наиболее полно выразилась его любовь к Заполярью. Он точно прочувствовал холодную мрачную красоту севера, ту первозданную природу, мало изменившуюся и после вмешательства человека. («На Севере»), Довольно зна­ менита его картина «Плавание казака Семена Дежнева с товарищами в 1648 году через про­ лив между Азией и Америкой». Это — картина-баллада, описывающая события четырёхсо­ тлетней давности. Мощная бескрайняя водная стихия и маленькие паруса посреди бездны. Другой не менее известный маринист Александр Борисов принадлежит к поколению ху­ дожников пейзажистов конца XIX — начала XX века. Он сумел открыть в своем творчест ве всю красоту ирироды Крайнего Севера и Арктики. В 1887 году Борисов поступает в рисо­ вальную школу Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. А летом 1894 года, в составе экспедиции С. Ю. Витте, Борисову предоставляется возможность поехать на Север и 16 Третьяков Н. Н. Василий Васильевич Крайнев, живопись графика. М., 1980.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz