Терещенко, Е. Ю. Морская культура Кольского Заполярья // Фундаментальные проблемы культурологии / Федер. агентство по культуре и кинематографии, С.-Петерб. отд-ние Рос. ин-та культурологии, Каф. ЮНЕСКО по компаратив. исслед. духов. традиций, специфики их культур и межрелигиоз. диалога. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 4. – С. 181-191.
Морская культура Кольского Заполярья 187 военного флота. Однако до XX в. военных кораблей на Севере не было. Для охраны рыбных промыслов ежегодно приходило из Балтийского моря посыльное судно «Бакан», вооруженно го четырьмя пушками. И только в период первой мировой войны в 1914 г. была сформирована флотилии Северного Ледовитого океана. Развитию торгово-промысловой сферы способствовало создание в 1871 году грузопасса жирского морского пароходного предприятия — Товарищества Беломорско-Мурманского срочного пароходства, которое насчитывало всего два парохода, приобретённых в Англии: «Великий князь Алексей» и «Качалов». Плавание этих несовершенных пароходов, вдоль сла бо изученных к тому времени северных берегов было весьма рискованным. На всем побе режье Кольского полуострова был всего маяк — Святоносский. Не было надежных карт и ло ций. Не было на побережье Мурмана вплоть до конца XIX столетия ни огней, ни знаков для входа в гавани, ни ограждения подводных опасностей, ни лоцманов. В 1873 году «Великий князь Алексей» налетел на подводные камни в Баренцевом море и затонул. «Качалов» после третьей аварии, был продан. Уже к концу XIX века собственные грузовые пароходы имела фактически каждая состоя тельная фирма на Севере. Однако самой значительной и авторитетной пароходной компа нией было Архангельско-Мурманское срочное пароходство, созданное в 1875 г. Торговый оборот Мурманского берега составлял 130 тысяч рублей. Рыбаки-поморы, их улов, снасти, припасы и почта составляли груз товаропассажирских пароходов товарищества. К 1895 году флот товарищества насчитывал 5 пароходов: «Онега», «Федор Чижов», «Великий князь Вла димир», «Ломоносов» и «Кемь», в 1911 г. — 16 судов. Если вначале капитанами судов товари щества были исключительно иностранцы, то постепенно их сменили местные, северные мо реходы. Регулярные плавания пассажирских пароходов вдоль западного побережья Северного Ле довитого океана привлекали в эти края ученых и исследователей. В XIX веке начинается ак тивное научное и экономическое освоение Кольского полуострова. Были организованы эк спедиции на Кольский Север, и опубликованы статьи по истории, этнографии, географии, археологии15. Наиболее крупной экспедицией в XVIII в. была Великая Северная экспе диция, осуществленная с 1733 по 1743 г.2. В ее подготовке и проведении большую роль сыг рали Адмиралтейств-коллегия (морское министерство) и Российская Академия наук. Ру ководителем экспедиции, состоявшей из нескольких отрядов общей численностью около тысячи человек, был назначен капитан-командор В. И. Беринг. Отряды возглавлялись так же наиболее опытными офицерами русского военного флота. Десять лет бесстрашные мо реплаватели и ученые посвятили изучению севера. Они произвели съемку и нанесли на кар ту северную и северо-восточную части Азиатского материка, определили положение Японских островов, открыли северо-западные берега Америки и выяснили, что Азиатский и Североаме риканский материки разделены проливом, который в честь руководителя экспедиции был назван Беринговым. 15 Ефименко А. Я. Юридические обычаи лопарей // Записки имп. Русского Географического общества по отделению этнографии. СПб., 1878. Т. 8, отдел 2.; Харузин Н. Н. Русские лопари. Очерки прошлого и современного быта. М., 1890.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz