Терещенко, Е. Ю. Морская культура Кольского Заполярья // Фундаментальные проблемы культурологии / Федер. агентство по культуре и кинематографии, С.-Петерб. отд-ние Рос. ин-та культурологии, Каф. ЮНЕСКО по компаратив. исслед. духов. традиций, специфики их культур и межрелигиоз. диалога. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 4. – С. 181-191.

Морская культура Кольского Заполярья 187 военного флота. Однако до XX в. военных кораблей на Севере не было. Для охраны рыбных промыслов ежегодно приходило из Балтийского моря посыльное судно «Бакан», вооруженно­ го четырьмя пушками. И только в период первой мировой войны в 1914 г. была сформирована флотилии Северного Ледовитого океана. Развитию торгово-промысловой сферы способствовало создание в 1871 году грузопасса­ жирского морского пароходного предприятия — Товарищества Беломорско-Мурманского срочного пароходства, которое насчитывало всего два парохода, приобретённых в Англии: «Великий князь Алексей» и «Качалов». Плавание этих несовершенных пароходов, вдоль сла­ бо изученных к тому времени северных берегов было весьма рискованным. На всем побе­ режье Кольского полуострова был всего маяк — Святоносский. Не было надежных карт и ло­ ций. Не было на побережье Мурмана вплоть до конца XIX столетия ни огней, ни знаков для входа в гавани, ни ограждения подводных опасностей, ни лоцманов. В 1873 году «Великий князь Алексей» налетел на подводные камни в Баренцевом море и затонул. «Качалов» после третьей аварии, был продан. Уже к концу XIX века собственные грузовые пароходы имела фактически каждая состоя­ тельная фирма на Севере. Однако самой значительной и авторитетной пароходной компа­ нией было Архангельско-Мурманское срочное пароходство, созданное в 1875 г. Торговый оборот Мурманского берега составлял 130 тысяч рублей. Рыбаки-поморы, их улов, снасти, припасы и почта составляли груз товаропассажирских пароходов товарищества. К 1895 году флот товарищества насчитывал 5 пароходов: «Онега», «Федор Чижов», «Великий князь Вла­ димир», «Ломоносов» и «Кемь», в 1911 г. — 16 судов. Если вначале капитанами судов товари­ щества были исключительно иностранцы, то постепенно их сменили местные, северные мо­ реходы. Регулярные плавания пассажирских пароходов вдоль западного побережья Северного Ле­ довитого океана привлекали в эти края ученых и исследователей. В XIX веке начинается ак­ тивное научное и экономическое освоение Кольского полуострова. Были организованы эк­ спедиции на Кольский Север, и опубликованы статьи по истории, этнографии, географии, археологии15. Наиболее крупной экспедицией в XVIII в. была Великая Северная экспе­ диция, осуществленная с 1733 по 1743 г.2. В ее подготовке и проведении большую роль сыг­ рали Адмиралтейств-коллегия (морское министерство) и Российская Академия наук. Ру­ ководителем экспедиции, состоявшей из нескольких отрядов общей численностью около тысячи человек, был назначен капитан-командор В. И. Беринг. Отряды возглавлялись так­ же наиболее опытными офицерами русского военного флота. Десять лет бесстрашные мо­ реплаватели и ученые посвятили изучению севера. Они произвели съемку и нанесли на кар­ ту северную и северо-восточную части Азиатского материка, определили положение Японских островов, открыли северо-западные берега Америки и выяснили, что Азиатский и Североаме­ риканский материки разделены проливом, который в честь руководителя экспедиции был назван Беринговым. 15 Ефименко А. Я. Юридические обычаи лопарей // Записки имп. Русского Географического общества по отделению этнографии. СПб., 1878. Т. 8, отдел 2.; Харузин Н. Н. Русские лопари. Очерки прошлого и современного быта. М., 1890.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz