Терещенко, Е. Ю. Морская культура Кольского Заполярья // Фундаментальные проблемы культурологии / Федер. агентство по культуре и кинематографии, С.-Петерб. отд-ние Рос. ин-та культурологии, Каф. ЮНЕСКО по компаратив. исслед. духов. традиций, специфики их культур и межрелигиоз. диалога. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 4. – С. 181-191.
Морская культура Кольского Заполярья 185 из поколения в поколение у каждого народа, «живущего морем» исторически долго. В нем должна проявляться изменчивость в конструкции судов, вызываемая изменение условий жизни, и отбор оптимальных для решения конкретных задач конструкций»14. В начале 80-х годов XVI века международной торговле на Мурмане стала препятство вать Дания, владевшая тогда Норвегией. Датская эскадра захватывала иностранные кораб ли в русских водах, возле самой Колы. В конце XVI — начале XVII века Кольский край неод нократно подвергался нападениям шведов. В 1589 году шведы разграбили село Кандалакшу и Печенгский монастырь. Затем они разорили Ковду, Умбу, Княжую, Порью Губу. Но под Кольским острогом шведы трижды — зимой 1589-1590 года, летом 1591 года и в 1611 году — потерпели поражение. Московское правительство в 1582 году направило в Колу для организации обороны воево ду. С введением воеводского управления Кола превратилась в административный центр края. В состав Кольского уезда входили Лапландия и Северная Карелия. С постройкой укреплений Кола приобрела облик города. Внутри острога находились церкви, двор воеводы, канцеля рия, тюрьма, караульное помещение, склады и часть жилых домов. Сооружение острога и размещение гарнизона в Коле имели важное значение для укрепле ния русской власти в Заполярье. Но проблемы с Данией и Швецией и отсутствие своего во енного флота были причиной перенесения в 1585 году международного торга с Мурмана в новый город на Двине — Архангельск, основанный в 1584 г. Несмотря на перевод междуна родного торга в Архангельск, Кола не утратила своего значения. Она продолжала свое раз витие как военное укрепление и промысловая база Мурмана. Статус города Кола получила с 1784 г. В 1926 была преобразована в сельское поселение, а с 1965 вновь стала городом. Отсутствие крепостного права, слабое влияние городской культуры, специфический образ жизни, основанный на морском промысле, а также слияние славянских языческих представ лений и христианской веры определяют своеобразие этой ветви морской культуры. Яркими образцами поморской художественной культуры являются деревянное зодчество (церковь в селе Варзуге, построенная в 1674 г.), декоративно-прикладное творчество (щепные птицы, деревянные игрушки, поморские козули), устное народное творчество и музыкальный фоль клор. Культура поморов представлена и в специфике народных праздников и обрядов, соеди няющих древнеславянскую веру в силы природы и христианские черты. Культура Нового времени в России начинает формироваться в конце XVII века и вклю чает эпохи Просвещения, Романтизма и Позитивизма. Однако региональные варианты, как правило, не укладываются в эти рамки, развиваясь неравномерно и с акцентом на традици онные формы культуры. Развитие морской культуры связано, прежде всего, с созданием Петром Первым регуляр ного флота в 1696 году (20/30 октября), а также введением множества воинских ритуалов и атрибутов, таких как единообразная расцветка, рисунок знамени, принятие присяги. Центрами морской культуры VIII, XIX веков являлись офицерские собрания и клубы, солдатские школы и библиотеки. В 1701 году в Москве была открыта Навигатская школа, 14 Дубровин Г. Е., Окороков А. В., С тарков В. Ф., Черносвитов П. Ю. История северорусского судостро ения. СПб., 2001.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz