Терещенко, Е. Ю. Морская культура Кольского Заполярья // Фундаментальные проблемы культурологии / Федер. агентство по культуре и кинематографии, С.-Петерб. отд-ние Рос. ин-та культурологии, Каф. ЮНЕСКО по компаратив. исслед. духов. традиций, специфики их культур и межрелигиоз. диалога. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 4. – С. 181-191.
184 Е. Ю. Терещенко Средневековая морская культура Кольского Заполярья охватывает примерно 14 столе тий, начиная с великого переселения народов (HI—IV вв.) и заканчивается в XVII веке. Сред невековая морская культура саамов проявляется в мифах (хозяйка воды — длинноволосая «чацень»), сказках о морских обитателях и промыслах. Отличительной особенностью этого периода является формирование поморской культу ры. Выходцы из Новгорода, Старой Ладоги, Ростово-Суздальских земель начинают осваи вать Кольский полуостров и к началу XII века заселяют северное побережье. Именно помо ры назвали этот край «Мурман», а Баренцево море — Мурманским. В XII веке территория Кольского полуострова была подчинена Новгороду. В XV веке Новгород и его земли были присоединены к Московскому княжеству, и Кольский полуостров становится стратегиче ской территорией в защите русских земель от интервентов. Запрет Москвы на раздачу земель Кольского полуострова в частное владение послужил развитию монастырей (Кандалакш ский, Трифоно-Печенгский, Усть-Кольский), которые являлись единственными землевла дельцами на северных территориях. Северные монастыри стали не только распространителями славянской культуры на осва иваемых землях, но и крупными центрами судостроения. Особенно это было характерно для Соловецкого (основан в 1425 г.) и Печенгского монастырей. На их верфях строились морские ладьи грузоподъемностью до 20 т, которые по размерам, прочности, скорости хода, мореход ным и маневренным качествам не уступали аналогичным парусным судам западноевро пейских стран. Административным центром вплоть до XIX в. являлась крепость-острог Кола. Первые упоминания о волости Коло относятся к 1264 году. В 1565 сооружен Кольский острог, назва ный по расположению в устье реки Кола, которая дала название всему полуострову. В XV- XVII вв. Кола — отправной пункт морских плаваний на промысел к островам Шпицберген (Грумант) и Новая Земля. В отличие от становищ Мурманского берега, где промышленники находились только в пе риод сезона рыбной ловли, Кола имела постоянных жителей, т. к. была менее доступна для морских разбойников. Учитывая это, купцы Строгановы избрали ее для устройства своего торгового подворья и складов. Сюда же переселились некоторые судовладельцы-поморы. Ко ла превратилась в средневековое поселение, жители которого занимались ремеслом, торгов лей или наемной работой у предпринимателей. Продукты своего промысла — семгу, треску, палтус, рыбий жир, пушнину — коляне сбывали иноземцам в обмен на «сухой товар» (сукна, мед, олово), с которыми отправлялись на Двину, где выгодно перепродавали его и закупали для себя муку, ткани, промысловые снасти и прочее. Одно из направлений изучения морской культуры — история северного судостроения, т. к. она является важной составляющей северорусской культуры. Северные народы сфор мировали адекватную своим потребностям систему жизнеобеспечения, рассмотрев которую можно понять и объяснить пути развития культуры Кольского Заполярья в целом. Напри мер, одним из достижений промысловиков стало применение высокопроизводительного по тому времени ярусного способа лова, что потребовало усовершенствования конструкции су дов и привело к усилению торговли и соответственно культурных контактов. «В развитии судостроения должна быть видна наследственность в передаче судостроительных традиций
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz