Терещенко, Е. Ю. Морская культура Кольского Заполярья // Фундаментальные проблемы культурологии / Федер. агентство по культуре и кинематографии, С.-Петерб. отд-ние Рос. ин-та культурологии, Каф. ЮНЕСКО по компаратив. исслед. духов. традиций, специфики их культур и межрелигиоз. диалога. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 4. – С. 181-191.

Морская культура Кольского Заполярья 183 с морем, материальные, духовные и художественные предметы, производимые этими соци­ альными группами, а также способы'трансляции из поколения в поколение знаний и ценно­ стей, актуальных для этих социальных групп. Основными историческими этапами развития морской культуры Кольского Заполярья яв­ ляются общепринятые исторические периоды: древнейший мир (каменный век: палеолит, мезолит, неолит), древний мир, средневековье, новое время, современность Формирование морской культуры на Кольском полуострове начинается в VI тысячелетии до нашей эры. «Кольское Заполярье — одна из самых ранних территорий формирования ин­ доевропейской семьи народов»10. На территории Кольского полуострова насчитывается бо­ лее двухсот памятников мезолитического времени. Они концентрируются, в основном, по морскому побережью, в бухтах при впадении рек Печенга, Западная Лица, Рында, Харловка в море, на полуострове Рыбачий На этих территориях найдены резцы, ножи, скребки, на­ конечники стрел. В эпоху неолита (5-3 тыс. до н. э.) морская культура формируется под влиянием финно- угорских народов, перемещавшихся на север с 6 к 3-2 тыс. до н. э... «Взаимодействие мезо­ литических аборигенов полуострова с ранними неолитическими мигрантами финноугров привели к сложению древнесаамской культурно-исторической общности»12. Неолитическая морская культура Кольского полуострова представлена широко. Это сто­ янки в устье реки Колы, Туломы, Ура-Губе, на реках Харловке, Поной, Варзуге. Она отличает­ ся высоким уровнем развития промыслов на морского зверя, ловли рыбы, обработки шкур, строительства жилищ. Сохранившиеся наскальные изображения являются источниками изучения морской культуры (мифологии, художественной деятельности) древних обитате­ лей Кольского Заполярья. Это наскальные изображения на полуострове Рыбачий, на реке Умба и Кан-озере. Они изображают промысловых животных — оленей, рыб, птиц, а также мужские и женские фигуры. Древний мир морской культуры народов Кольского полуострова (медный, бронзовый, же­ лезный века) характеризуется быстрым развитием и обогащением культуры контактами с античной цивилизацией. Древние мореплаватели огибали Кольский полуостров и заходили в Белое море. Римский историк Тацит в 1 в. н. э. описал племена, населяющие север: «свео- нов» (предков шведов), «венедов» (предков славян) и «фенннов» (саамов)13. Петроглифы это­ го времени обогатились изображениями больших групп людей, сценами развитого морского промысла. К эпохе бронзы относятся и два самых загадочных явления древнего мира: соору­ жение культовых памятников — сейдов и поклонение этим священным камням и выложен­ ные из камней на земле возле воды лабиринты. Период 1тыс. до н. э. — первых веков н. э. счи­ тается наивысшим расцветом древнесаамской культуры. 10 Мосолова Л. М., Вагинова Л. С. История культуры Кольского Заполярья: Учебно-методическое посо бие. Мурманск, 2005. С. 4 11 Гурина Н. Н. Мезолит Кольского полуострова // Мезолит СССР. С. 100-109 12 Мосолова Л. М., Вагинова Л. С. История культуры Кольского Заполярья: Учебно-методическое посо­ бие. Мурманск, 2005. С. 26 13 Тацит. Германия: Соч.: в 2 т. СПб.: Наука, 1993. Т. 1. С. 444.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz