Терещенко, Е. Ю. Морская культура Кольского Заполярья // Фундаментальные проблемы культурологии / Федер. агентство по культуре и кинематографии, С.-Петерб. отд-ние Рос. ин-та культурологии, Каф. ЮНЕСКО по компаратив. исслед. духов. традиций, специфики их культур и межрелигиоз. диалога. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 4. – С. 181-191.
Морская культура Кольского Заполярья 183 с морем, материальные, духовные и художественные предметы, производимые этими соци альными группами, а также способы'трансляции из поколения в поколение знаний и ценно стей, актуальных для этих социальных групп. Основными историческими этапами развития морской культуры Кольского Заполярья яв ляются общепринятые исторические периоды: древнейший мир (каменный век: палеолит, мезолит, неолит), древний мир, средневековье, новое время, современность Формирование морской культуры на Кольском полуострове начинается в VI тысячелетии до нашей эры. «Кольское Заполярье — одна из самых ранних территорий формирования ин доевропейской семьи народов»10. На территории Кольского полуострова насчитывается бо лее двухсот памятников мезолитического времени. Они концентрируются, в основном, по морскому побережью, в бухтах при впадении рек Печенга, Западная Лица, Рында, Харловка в море, на полуострове Рыбачий На этих территориях найдены резцы, ножи, скребки, на конечники стрел. В эпоху неолита (5-3 тыс. до н. э.) морская культура формируется под влиянием финно- угорских народов, перемещавшихся на север с 6 к 3-2 тыс. до н. э... «Взаимодействие мезо литических аборигенов полуострова с ранними неолитическими мигрантами финноугров привели к сложению древнесаамской культурно-исторической общности»12. Неолитическая морская культура Кольского полуострова представлена широко. Это сто янки в устье реки Колы, Туломы, Ура-Губе, на реках Харловке, Поной, Варзуге. Она отличает ся высоким уровнем развития промыслов на морского зверя, ловли рыбы, обработки шкур, строительства жилищ. Сохранившиеся наскальные изображения являются источниками изучения морской культуры (мифологии, художественной деятельности) древних обитате лей Кольского Заполярья. Это наскальные изображения на полуострове Рыбачий, на реке Умба и Кан-озере. Они изображают промысловых животных — оленей, рыб, птиц, а также мужские и женские фигуры. Древний мир морской культуры народов Кольского полуострова (медный, бронзовый, же лезный века) характеризуется быстрым развитием и обогащением культуры контактами с античной цивилизацией. Древние мореплаватели огибали Кольский полуостров и заходили в Белое море. Римский историк Тацит в 1 в. н. э. описал племена, населяющие север: «свео- нов» (предков шведов), «венедов» (предков славян) и «фенннов» (саамов)13. Петроглифы это го времени обогатились изображениями больших групп людей, сценами развитого морского промысла. К эпохе бронзы относятся и два самых загадочных явления древнего мира: соору жение культовых памятников — сейдов и поклонение этим священным камням и выложен ные из камней на земле возле воды лабиринты. Период 1тыс. до н. э. — первых веков н. э. счи тается наивысшим расцветом древнесаамской культуры. 10 Мосолова Л. М., Вагинова Л. С. История культуры Кольского Заполярья: Учебно-методическое посо бие. Мурманск, 2005. С. 4 11 Гурина Н. Н. Мезолит Кольского полуострова // Мезолит СССР. С. 100-109 12 Мосолова Л. М., Вагинова Л. С. История культуры Кольского Заполярья: Учебно-методическое посо бие. Мурманск, 2005. С. 26 13 Тацит. Германия: Соч.: в 2 т. СПб.: Наука, 1993. Т. 1. С. 444.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz