Терещенко, Е. Ю. Морская культура Кольского Заполярья // Фундаментальные проблемы культурологии / Федер. агентство по культуре и кинематографии, С.-Петерб. отд-ние Рос. ин-та культурологии, Каф. ЮНЕСКО по компаратив. исслед. духов. традиций, специфики их культур и межрелигиоз. диалога. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 4. – С. 181-191.

190 Е. Ю. Терещенко сфер, ориентированных на морскую специфику. В Мурманске начинает активно развиваться высшее и среднее морское образование (Мурманский государственный технический универ­ ситет (открыт в 1950 г.), среднее мореходное училище), научно-исследовательские институты (Полярный научно-исследовательский институт океанографии и рыбной промышленности, НИИ моргеофизики), также действуют Театр Северного флота (основан в 1935), Дом офице­ ров флота, Дом культуры моряков, музей Северного флота, музей тралового флота и рыбной промышленности, музей истории Мурманского морского пароходства (открыт в 1977 г.), вы­ ходит газета «Рыбный Мурман». Художественная сфера представлена произведениями изобразительного, музыкального, театрального искусства и литературы, а также творческими коллективами. 25 ноября 1940 года был сформирован Ансамбль песни и пляски Северного флота. За вре­ мя своего существования коллектив дал свыше одиннадцати тысяч концертов во всех гарни­ зонах флота, побывал с концертами во многих странах мира. В апреле 2005 года коллектив ансамбля выступил в праздничном концерте, посвященном 60-летию Победы в ВОВ в Госу­ дарственном Кремлевском дворце. Большое развитие получило изобразительное искусство. Художники-маринисты активно работают в послевоенное время. В 1965 в Мурманске был образован Союз Художников. Пер­ вым его председателем был Василий Григорьевич Баранов. Во время войны он служил во флоте. Морская тематика была одной из главных в его работе. В 70-е годы была организована творческая группа «Арктика». Она была создана по инициативе не равнодушных к северной природе живописцев и графиков Мурманска. Позже весь состав группы стал участником зональной выставки «Советский Север — 5», а шестеро из них — А. Хуттунен, А. Полищук, Т. Зуева, В. Зубицкая, В. Бубенцов, В. Кумашов — Всесоюзных зональных выставок «Голубые дороги Родины». Благодаря многочисленным связям с полярниками и моряками, художни­ кам удалось побывать во многих интересных местах Севморпути. В 1980 г члены творческой группы были участниками X Всесоюзного фестиваля искусства «Художники — флоту». Морская тема является важной и в творчестве мурманских писателей. Поэты старшего по­ коления — это, как правило, профессиональные моряки. Это и офицеры ВМФ Евгений Гули- дов и Яков Черкасский, и ходившие на рыболовецких судах Владимир Смирнов и Виктор Ти­ мофеев. Виктор Тимофеев по первой профессии штурман, и книги его — «Ритм моря», «Роза тревог», «Земля!» — преимущественно «морские». Он был постоянным участником в рабо­ те комиссии по морской литературе Союза писателей СССР. Борис Орлов — профессиональ­ ный моряк-подводник, окончивший Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского. Большинство стихотворений Бориса Орлова — о флоте, о море, о служ­ бе подводника, в повседневной корабельной жизни. Север не оставил равнодушными и таких известных писателей как Валентин Пикуль и Константин Симонов. Валентин Савич Пикуль написал много исторических романов. За­ тронул он также историю Русского Севера — революцию и Великую Отечественную Вой­ ну. В юности он был курсантом школы юнг на Соловецких островах. В 15 лет — рулевой-сиг- нальщик, а затем штурманский электрик на эсминце Северного флота «Грозный». Почти два года войны в Баренцевом и Белом морях. Боевые вахты на ровне со взрослыми по двенад­ цать часов в сутки, шторма, конвои, бомбежки — все это потом вошло в первый его роман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz