Терещенко, Е. Ю. Морская культура Кольского Заполярья // Фундаментальные проблемы культурологии / Федер. агентство по культуре и кинематографии, С.-Петерб. отд-ние Рос. ин-та культурологии, Каф. ЮНЕСКО по компаратив. исслед. духов. традиций, специфики их культур и межрелигиоз. диалога. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 4. – С. 181-191.

Е. 10. Терещенко Мурманский государственный педагогический у н и в е р с и т е т МОРСКАЯ КУЛЬТУРА КОЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ Изучение региональной культуры является актуальной задачей культурологии. Поиск специфики культурного пространства северного региона позволяет увидеть существование так называемой морской культуры. Первоначально именно деятельность, связанная с мо­ рем была основой военно-политического, экономического, научного развития севера. Со­ ответственно люди, связанные с морем, представляют собой своеобразную субкультуру, которая характеризуется своими традициями, праздниками, символикой, искусством, ми­ фологией, морским фольклором и языком. Кроме того, в культуре северного региона сфор­ мированы области образования, науки, религии, художественной культуры, издательского дела, непосредственно связанные с морем. Это морские университеты и колледжи, науч­ но-исследовательские институты океанографии и рыбной промышленности, театры воен­ но-морского флота, музеи военного и гражданского флота, морские храмы, дома культуры моряков и офицеров. Города и поселки Кольского Заполярья (Мурманск, Североморск, Рос- ляково, Полярный, Видяево, Гаджиево) известны именно своей морской историей, историей военных кораблей, подводных лодок, ледоколов, торговых и промысловых судов. В творче­ стве каждого северного поэта, писателя, художника можно проследить морскую тематику. Безусловно, морская культура Кольского Заполярья представляет собой открытую систе­ му и развивается во взаимодействии с другими областями северо -запада. Это, прежде всего, Санкт-Петербург как столица русского флота, а также страны Баренц-региона. Анализ литературы показал, что эта сфера культуры в достаточной степени изучена с ис­ торической точки зрения. Наиболее ранние сведения о жителях Кольского полуострова со­ держаться в скандинавских сагах. Для изучения средневековья большое значение имеют ка­ рело-финский эпос «Калевала», сведения русских летописей. Научное изучение культуры Кольского полуострова начинается в конце XIX — начале XX века (работы Н. Н. Харузина «О лопарской бывальщине и песне», А. В. Маркова «Былинная традиция на Зимнем берегу Белого моря», В. Ю. Визе «Народный эпос русских лопарей»)1. XX век — эпоха фундаменталь­ ных исторических исследований. Это, во-первых, труды И. Ф. Ушакова «Кольская земля», «Кольский Север в досоветское время» и «Кольская старина»2, в которых представлена исто­ рия освоения Кольского севера, развитие морских промыслов, быт, религиозные представ­ ления, традиции, легенды и предания поморов, а также работы А. А. Киселева3, В. В. Дра- нишникова4. В исторической литературе о море XX века обозначены два направления 1 Мосолова Я. М., Вагинова Л. С. История культуры Кольского Заполярья: Учебно-методическое посо­ бие. Мурманск: МГПУ, 2005. 1 Ушаков И. Ф. Избранные произведения в 3-х т.: Историко-краеведческие исследования. Мурманск., 1997. 3 Киселев А. А. Мурманск — город -герой. М: Воениздат, 1983. 4 Дранишииков В. В. История родного края. Мурманск: Север, 1993.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz