Терещенко, Е. Ю. Региональный компонент в системе подготовки студентов-культурологов // Чарнолуские чтения : материалы межрегиональной научно-практической конференции, 12-13 апреля 2010 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. – С. 115-119.

территориальные границы распространения данного типа культуры. Береговая зона - это наиболее сложный и насыщенный культурой регион. Прибрежные территории представляют собой составное простран­ ство, которое потенциально несет в себе возможность быть фрагментом либо сухопутной, либо морской цивилизации. Именно для морских циви­ лизаций берег является полосой, простирающейся вглубь суши. Для само­ го материка, берег напротив, это предел, линия. «Влияние морской стихии, Воды, провоцирует в “береговой зоне” активное и динамическое развитие. Континентальная масса давит, застав­ ляя структурировать энергию. С одной стороны, берег переходит в Остров и Корабль. С другой стороны - в Империю и Дом. В России, как сухопут­ ной цивилизации объем береговых полос тяготеет к нулю, к тому, чтобы стать просто концом материка. В Европе, и особенно в Средиземноморье, береговые зоны - широкие полосы, уходящие далеко вглубь материка. Их объем максимален»1. Применение методологий регионалистики, культурной географии и геополитики расширяет сферу исследования морской культуры. Тем не менее, изучение морской культуры наиболее целесообразно проводить в рамках культурологии, что позволяет выявить этот тип культуры в сравнении другими типами, определить специфику накопления и усвоения культурного опыта, форм коммуникации и символизации среды обитания. А.Я. Флиер в докладе «Не будем путать культурологию с культуро- ведением (к открытию дискуссии по поводу Культурологической хартии) на научной конференции «Высшее образование для XXI века» отметил: «Культурология изучает не всю культуру. Это посильно только всей сово­ купности социальных и гуманитарных наук. Культурология нацелена в своих познавательных интересах преимущественно на культурные типы, выделенные по разным основаниям. Именно на типологическом уровне и делаются культурологические обобщения, определяющие сущностные ха­ рактеристики этих образований и критерии отнесения к ним тех или иных культурных явлений»'. Можно выделить следующие направления в изучении морской куль­ туры: - Методология и типология морской культуры. - География и морфология морской культуры - Антропология морской культуры. - Семиотика морской культуры. - Морская мифология древней культуры. 1Дугин А.Г. Основы геополитики / А.Г.Дугин. - М.: Арктогея, 1997. - С.24. 2 Высшее образование для XXI века: VI международная научная конференция. Москва, 19-21 ноября 2009 г.: Доклады и материалы. Секция 9. Высшее культурологическое образование / отв. ред. А.В. Костина - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. - С. 6. 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz